Русские в конкурсе ММКФ: любовь по-ненецки и «Кардиополитика»

«Белый ягель» Владимира Тумаева. © / Кадр из фильма

В конкурсных программах Московского кинофестиваля российских фильмов-участников не так уж много — на то фестиваль и международный. В этом году из отечественных картин за главные призы борются два художественных фильма — «Белый ягель» Владимира Тумаева и «Да и да» Валерии Гай Германики — и всего один документальный, «Кардиополитика» Светланы Стрельниковой. В ожидании одной из главных фестивальных премьер  фильма Германики  АиФ.ru рассказывает о двух других лентах, уже показанных на ММКФ.

   
   

Вся наша жизнь — это олень

Эта фраза звучит за кадром фильма «Белый ягель» — истории трагической любви за полярным кругом, где жизнь людей и правда напрямую зависит от рогатых животных. Их запрягают в нарты, из их шкур шьют одежду и крыши чумов, ими, в конце-концов, питаются. Потому и кочуют — как только первый олень не находит под снегом заветный мох (тот самый белый ягель), всё стадо переходит на новое место, а за ним на новую стоянку движутся люди — в данном случае ненцы, малочисленная народность с побережья Северного Ледовитого океана. Фильм, впрочем, вовсе не документальный, хотя наполнен достоверными деталями быта и окружающей природы. Снимали, как рассказал режиссер Владимир Тумаев, на натуре, в 50 километрах за Салехардом, при температуре в минус 30 градусов, а сняли — мелодраму о любви ненца Алёшки к девушке Анико, уехавшей из родного поселения на большую землю, да так и не вернувшейся. Нашлось в незамысловатом сюжете место и для вечного конфликта отцов, доживающих свой век в чуме, и детей, «отравленных» жизнью в мегаполисе, где всё упирается в деньги. А олени — это не деньги.

«Мне кажется, в этот край поехали романтики, — рассказал исполнитель главной роли актёр Евгений Сангаджиев. — Все прекрасно понимали, куда они едут и зачем. Картина говорит о том, что есть что-то большее, чем деньги, есть какие-то вещи, ради которых можно делать подвиги, маленькие и большие».

Так вслед за украинской лентой «Братья. Последняя исповедь» о жизни гуцулов в основном конкурсе появилась ещё одна картина о представителях малых народностей, жанр которой программный директор фестиваля Кирилл Разлогов определил как «аудиовизуальная антропология». Про аудиовизуальное — разговор отдельный. Тут и обязательное небо с северным сиянием, и хитро сшитые меховые сапоги на босу ногу, в которых не страшен никакой мороз, и мелодичный, сложный, ни на что не похожий язык, и даже специальная техника входа и выхода из чума — чтобы не впустить ни снега, ни холода. А одновременно с этим — электронный саундтрек, под звуки которого Алёшка «рассекает» на снегоходе по снежной пустыне, и современная техника в каждом чуме — сигнала нет, а телефон и IPad на месте. Всё перечисленное относится скорее к истории создания фильма и к историям из жизни настоящих ненцев: и то, и другое, судя по сказанному авторами картины на пресс-конференции, — материал для анализа гораздо более ценный.

«Это особое отношение к природе, завершённая система существования в полном согласии с природой. Это мы и хотели передать», — рассказал режиссёр Владимир Тумаев. — Мне сценарий сразу понравился, потому что я давно мечтал снять что-то на национальную тематику. Было трудно, но каждый съёмочный день был как праздник«.

Владимир Меньшов, выступивший одним из продюсеров картины, признался, что впервые увидел «Белый ягель» в готовом виде только на ММКФ — до последнего было неясно, успеют ли создатели доделать работу к началу фестиваля — и увиденным остался доволен, хотя и нашёл, за что «пожурить» режиссёра.

   
   

«Сегодня я увидел чрезвычайно достойную работу, — сказал Меньшов. — И музыка очень деликатная и тонкая, и компьютерная графика очень неплохая, хотя мне показалось, что можно было бы обойтись без закадрового комментария. Может быть, люди бы и так поняли, по контексту, что без оленей нам не жить».

Отдать сердце политике

Героем единственного российского фильма-участника документального конкурса — ленты «Кардиополитика» — стал пермский хирург Сергей Суханов. Снимать фильм о нём как о человеке, на счету которого более 15000 операций на открытом сердце и который много лет возглавляет одну из крупнейших в стране кардиоклиник, режиссёр Светлана Стрельникова начала в 2011 году. В процессе съёмок, неожиданно для всех, доктору Суханову предложили возглавить предвыборный штаб Владимира Путина — выборы президента были назначены на 4 марта 2012 года. И доктор Суханов, никогда не занимавшийся политикой и сторонившийся любых партий, предложение принял. Причина для нашей страны вполне распространённая: еще в середине 2000-х в Перми должен был открыться новейший Центр кардиологии, но шли годы, а неповоротливая бюрократическая машина тормозила сдачу здания, уже полностью готового к работе. За пару месяцев Суханов объездил весь Пермский край с агитационными выступлениями — предвыборная кампания завершилась победой известного кандидата, и Центр кардиологии наконец торжественно открылся. Всё вернулось на круги своя — операции, консультации пациентов, собрания персонала, купания с дочерью в бассейне, две пачки сигарет в день. И политика, из которой Сергей Суханов, единожды попробовав, так и не ушёл.

«Между собой мы называем это современной историей доктора Фауста, испытанием властью, когда за тобой приходят и потихонечку забирают, — рассказала Стрельникова. — Мы используем тебя, ты используешь нас, разовая акция — это, видимо, не работает. Так что надо быть аккуратнее».

Камера следует за героем и в клинике, и дома, и в штабе «Единой России», и постепенно вырисовывается портрет человека, с каждым кадром всё более неоднозначного. Стоит ли новый кардиоцентр того, чтобы поступиться всеми прочими принципами? Этическая дилемма, которая на тех самых выборах не раз становилась предметом жарких споров. Режиссёр предлагает зрителям самостоятельно ответить на этот вопрос, не давая однозначных оценок — Суханов в объективе её камеры не выходит однозначным героем или злодеем — и рисуя параллельно честную и неприкрытую картину России сегодня.

«Я вижу очень много противоречий в Суханове, я не скажу, что он ангел, я не скажу, что он демон, он — человек», — поделилась своим видением героя Светлана Стрельникова.

Смотрите также: