36-й Московский международный кинофестиваль открывается 19 июня фильмом «Красная армия» — документальной российско-американской лентой, посвящённой советским хоккеистам. А первым конкурсным фильмом, который покажут на ММКФ, станет украинская картина «Братья. Последняя исповедь». АиФ.ru разбирается, удачно ли выбран фильм открытия, о чём на самом деле украинский конкурсный фильм и каким видит фестиваль его президент Никита Михалков.
Документальное открытие
Впервые в истории ММКФ фильмом открытия станет документальная лента. «Красная армия» — вторая режиссерская работа американца Гейба Польски, сына советских иммигрантов, хоккеиста-любителя, увлекшегося историей непобедимой советской сборной и её капитана Вячеслава Фетисова.
«Мне в руки попала VHS-кассета с матчем Чемпионата мира, и это было что-то невероятное. У меня было такое ощущение, что я долгие годы сидел взаперти, а потом открыл окно и увидел, как устроен мир — такое впечатление произвела на меня игра советских хоккеистов. Я засмотрел кассету до дыр и всё время задавал себе вопрос: как, каким образом этой команде удается так играть, показывать такую эффективность?» — рассказал Польски корреспонденту АиФ.ru.
Полуторачасовая лента состоит из интервью и архивных кадров, для наглядности дополненных броской анимированной инфографикой в стиле советских агит-плакатов. Центральным персонажем рассказа о том, как жилось лучшим хоккеистам мира в Советском Союзе — по мнению режиссера, не самой лучшей из стран, — является Фетисов, чьей личной истории с лихвой хватило бы на несколько фильмов. Уход тренера Тарасова, поражение на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, становление «пятёрки Фетисова» — первых советских хоккеистов, уехавших играть за НХЛ, — и долгая дорога за границу самого капитана. На фоне — суровые советские реалии, о которых под звуки балалайки рассказывают Владимир Познер и бывший сотрудник КГБ в тёмных очках.
Так до конца и не ясно, какой именно целью задался Гейб Польски. По его собственному признанию, «снять фильм о потрясающих игроках». На деле, конечно, ещё и о режиме, железном занавесе, перестройке и последствиях всего этого. И то, и другое, впрочем, достойно стать идеей для картины, а впоследствии и интересным документальным исследованием — в руках умелого режиссёра. Польски, к сожалению, материалом распорядился грубо, схватившись за несколько сюжетных линий и ни одну толком до конца не доведя: личную и общечеловеческую, о Фетисове и о стране, которой больше нет, о постсоветском периоде и о том, какое место в нём заняли советские хоккеисты, о том, как история распада старого строя и становления нового сказалась на отношениях героев друг с другом.
В итоге, вместо поистине трагической истории — коллаж из обрывков разговоров и крупных планов, обязательно со слезами в глазах собеседников. Не обошлось и без комических зарисовок: Фетисов, не поднимая глаза на камеру, долго «копается» в телефоне, за кадром голос Польски торопит героя начать интервью, поверх изображения бегут строчки с перечнем выигранных хоккеистом наград, режиссёр ещё раз окликает Фетисова, на что тот молча показывает ему средний палец. Думается, таких моментов за время съёмок было немало. Как рассказывает режиссёр, Фетисов сниматься не хотел и, даже дав согласие, настроен был скептически. Однако сам Фетисов, общаясь с журналистами, заявил, что итоговой версией картины он остался доволен.
«Я не хотел сниматься, я послал Гейба сразу подальше, — рассказал Фетисов в разговоре с корреспондентом АиФ.ru. — И долго ещё посылал. Но в конце-концов, не понимаю, каким образом, ему удалось меня уговорить. Когда Гейб показал мне первый собранный материал, он мне не понравился. Показалось, что моя история получилось какой-то незаконченной. Он сказал, что хочет сделать досъёмку, и прилетел ко мне в Сочи, где мы принимали олимпийские объекты. Окончательный вариант мне нравится. Мне кажется, режиссёру удалось показать, как в несвободной, закрытой стране рождался свободный, красивый хоккей».
Братья-гуцулы в основном конкурсе
Первым конкурсным фильмом, который смогут увидеть гости ММКФ, станет украинская лента «Братья. Последняя исповедь» — дебют в большом кино режиссёра Виктории Трофименко. Основой для сценария послужил рассказ шведского писателя Торгни Линдгрена «Шмелиный мёд», действие которого Трофименко перенесла в предгорье Карпат и превратила в «поэтическое кино» о двух братьях, чью дружбу разрушила любовь к одной женщине. Неспешное повествование, длинные планы, гуцульские песни и потрясающие актёрские типажи, которые съёмочная группа разыскивала по всей Западной Украине. Почти все исполнители главных ролей — дебютанты в кино, артисты небольших областных театров, которые на экране — на фоне то летних, то заснеженных безлюдных пейзажей, в интерьерах деревенских домов, в простой одежде, говорящие на языке, отличном даже от украинского, — выглядят органично. Несмотря на порой не совсем складный сюжет и не всегда оправданную претенциозность видеоряда — так и не удаётся последователям Тарковского вложить достаточно смысла и энергии в статичные длинные планы.
«Я прочла эту книгу 5 лет назад, а фильм был готов в конце сентября прошлого года и оказался очень своевременным, видимо, это его судьба, значит, ему нужно было появиться именно сейчас. Надеюсь, что люди задумаются о том, что жизнь дана не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы ею наслаждаться», — прокомментировала Трофименко неизбежный после просмотра картины о братской вражде вопрос о возможных аллюзиях на сегодняшнюю ситуацию в мире.
Представлять картину на ММКФ вместе с режиссером приехала и исполнительница главной роли, актриса Наталка Половинка, ученица школы Ежи Гротовского и Клима, которая занимается традиционной украинской песней и национальной традицией в театре. По словам режиссера и собственному признанию, не сразу согласилась сниматься, а лишь после того, как почувствовала, что Виктория Трофименко сможет превратить материал сценария в художественную картину.
«Для меня эта роль связана с познанием, не только художественным, но и человеческим, поэтому она очень ценна для меня. Меня много раз звали в кино, я много раз не соглашалась — как-то не сложилось. Но когда мне показали этот текст, в котором очень много света, я очень захотела познакомиться с режиссёром, который замахнулся на такое кино. Мы встретились с режиссёром, она пожала мне руку — очень ясный и крепкий жест, я поняла, что всё правильно», — рассказала Половинка.
Никита Михалков о фестивале за несколько часов до открытия
За несколько часов до официального открытия 36-го ММКФ традиционный брифинг провёл президент киносмотра Никита Михалков, который начал своё общение с журналистами с оптимистической речи, посвящённой грядущему фестивалю в условиях непростой политической ситуации.
«Фестиваль не умирает. Проблемы пришли, кто-то остерегается, и это сказалось на фестивале. Было бы странно, если бы всей стране предъявили санкции, а фестиваль жил бы другой жизнью. Но это положительная вещь — у нас появился реальный повод и необходимость обратиться к самим себе, желание быть независимыми», — рассказал Михалков.
Тем не менее, приведённые Михалковым цифры впечатляют: в фестивале принимают участие кинематографисты из 61 страны, а всего будет показано более тысячи картин. В этом году появилось и немало новых внеконкурсных программ, например, «Божественная эйфория» Андрея Плахова, «Фильмы, которых здесь не было» Стаса Тыркина, ретроспективная программа фильмов британской студии «Илинг» — оплота комедийного неореализма, подборка фильмов к 75-летию режиссёра Кшиштофа Занусси, который лично посетит ММКФ в этом году.
Напоследок Никита Сергеевич поделился собственными творческими планами: в данный момент режиссёр работает над картиной «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина. Как надеется Михалков, съёмки будут завершены уже этим летом, а осенью фильм выйдет в прокат.
Смотрите также:
- Ким Ки-Дук: «Кино –– это не деньги, а в первую очередь драйв режиссёра» →
- Кинопродюсер Ковтунец: доброе семейное кино есть, его надо искать →
- Асгар Фархади: «Мой фильм об Иране родился на берлинской кухне» →