«Кинопризыв». Конкурс сценариев и фильмов о войне поставил немало вопросов

Фото прес-службы конкурса. / АиФ

Подведены итоги первого Всероссийского открытого конкурса сценариев и киноработ «Кинопризыв». Победители получили свои награды, и теперь есть о чём поговорить.

   
   

Высший пилотаж

Постсоветская Россия уже очень долго ищет свою национальную идею. А что может быть проще - сохранять то лучшее, что есть в истории и традициях русского народа, передавать всё это молодым россиянам, учить их любить и защищать свою Отчизну. Об этом в один голос говорили все участники «Кинопризыва».

«Приятно, что наконец-то в России появился такой конкурс. Новое кино о войне должно по­влиять на российский кинематограф в целом. Я - дитя войны, и для меня военные картины - самое пронзительное, - признался Василий Лановой, председатель Экспертного совета конкурса, н. а. СССР. - Военное кино мгновенно показывает, как режиссёр относится к своей стране. Это выс­ший пилотаж в искусстве».

Наши лучшие режиссёры-фронтовики, к сожалению, уже ушли. Могут ли наши современники рассказать о войне достоверно?

Кстати

■  Лучший игровой фильм: «День Победы», реж. Игорь Гринякин.

■  Лучший документальный фильм: «Ты у меня одна заветная», реж. Слава Касаткина.

■  Лучший киносценарий: «­Рокот космодрома», авторы Наталья и Валерий Букрины.

Давид Шнейдеров, киновед, теле- и радио­ведущий, считает, что сейчас военное кино снимать надо по-иному. Подражание и реконструирование - не выход. Если не задумываться над созданием образа, а просто нарядить актёров в военную форму и скомандовать крикнуть «За Родину!», то кино, где зритель будет сопереживать и вытирать слёзы, не родится. По его мнению, современные фильмы должны рассказывать о войне современным языком кино и создаваться профессионалами. «И бешеный успех «Сталинграда», - добавил он, - тому яркий пример».

   
   

Близко к сердцу

Единодушно члены Экспертного совета говорили о том, что конкурс может обрести настоящих, а не бумажных патриотов. Если искренними в своих намерениях будут конкурсанты, то и отклик зрителей будет искренним. Первый «Кинопризыв» показал: конкурс прежде всего заинтересовал тех, кто хочет высказать свою внутреннюю боль, а не получить вознаграждение. В этом году в конкурсе приняли участие люди от 10 до 92 лет. Значит, тема войны не безразлична никому! Отрадно, что также участие в голосовании могли принять и зрители.

Какой-нибудь скептик может воскликнуть: конечно, конкурс проходил при поддержке Министерства обороны, военные хотят проталкивать свои идеи! А что это за идеи? Слишком пафосным ныне считается говорить о любви к Родине, о патриотическом долге. Но великой Россию при этом видеть хотят все. И все хотят жить в мире. Но кто будет защищать нашу страну, наших людей, наши просторы, если не мы сами?

Эти вопросы и эти темы волнуют больше всего организаторов и создателей конкурса, и к этому они призывают. Важно было почувствовать пульс творческих людей - понять, что думают они о патриотизме.

В конце церемонии на сцену ГЦКЗ «Россия» вышел всеми любимый Георгий Натансон, режиссёр и драматург, н. а. РФ. Девяно-стодвухлетний мэтр радовался участию молодых в конкурсе военных фильмов и сценариев и признался: уже три года пытается достучаться до гос­структур и найти средства для документального фильма о юной студентке консерватории, которая добровольно ушла на фронт и погибла на поле боя, спасая солдат и офицеров. О чём ещё говорить?

Смотрите также: