В фойе театра драмы полно воодушевленных молодых людей. Сегодня они пришли сюда за мечтой, за шансом — чтобы пройти отбор и попасть в школу Константина Райкина вовсе не обязательно ехать в Москву: члены комиссии приехали сами. Константин Райкин отказался от преподавания в школе студии МХАТ и решил создать собственный театральный вуз. В этом году он набирает первый курс — и ищет будущих студентов прямо во время гастролей. Краснодар стал первым регионом в стартовавшем отборе. Обучение на актерском факультете Школы будет бесплатным.
Волнение передается даже прохожим
Волнение, ожидание, нервы. Все так же, как и много лет назад, когда в Щукинское училище поступал сам Константин Райкин:
«Вы даже себе не представляете, что творится перед дверями, где проходят вступительные экзамены у будущих актеров. Это огромная очередь. Начинается она у дверей училища, заканчивается у дверей кабинета, — вспоминает Константин Райкин. — Кто-то громко читает стихи перед зеркалом, кто-то играет на гитаре, кто-то пританцовывает рядом, кто-то безутешно рыдает, потому что уверен, что провалил, а с ним рыдает и его друг за компанию, боясь провала. Это что-то невообразимое, такая общая трясучка, мандраж. Это волнение передается даже прохожим, и они тоже начинают сходить с ума, когда просто оказываются рядом с училищем».
В Краснодаре масштаб вступительных заметно скромнее: в отборочном туре принимает участие 77 человек. Заявки подавали около ста. Кто-то переволновался и не нашел в себе силы прийти. Кто-то, наоборот, заглянул ненароком.
Будущие актеры должны были принести с собой паспорт и две фотографии — в полный рост и портрет. Поэтому те отчаянные, которые зашли в театр случайно, впопыхах заполнили анкету и помчались фотографироваться в ближайший фотосалон.
На ступеньках парень играет на гитаре, напевая строки о любви. Его окружают участники кастинга, чтобы хоть на три минуты отвлечься от волнения.
В приемной комиссии три человека — Константин Райкин, его супруга — заслуженная артистка Елена Райкина и заместитель заведующего кафедрой актерского мастерства школы-студии МХАТ Сергей Шенталинский. Каждый принимает экзамен в своем кабинете. Это сделано для того, чтобы отборочный тур не затянулся на целый день, ведь желающих играть во МХАТе немало. В кабинет приглашают сразу по десять человек.
Претендентам нужно рассказать три стихотворных произведения, три отрывка прозы и три басни, а также быть готовым продемонстрировать свои вокальные и пластические данные.
После 25 людей сложно чему-то учить
У входа стоит молодая женщина, представляется Ниной. Она выглядит чуть старше выпускников школ — основных претендентов на места в школе. А ведь возрастное ограничение в отборочном туре есть — принимаются молодые люди до
«Конечно, если это будет явный талант, то я его посмотрю, конечно. Просто после
«Я решила прийти сюда после слов Райкина. Вчера я подошла к нему, когда закончился спектакль и спросила: „Мне 27 лет. У меня двое детей, можно ли мне прийти на кастинг?“, он вкрадчиво ответил ей из-под очков: „До завтра“. И я пришла» — рассказывает участница.
«Волнуешься? Подготовилась?» — спрашивают участники и журналисты.
«Безумно волнуюсь. Морально подготовиться к такому мероприятию нельзя, даже самый подготовленный будет волноваться. Я пришла сюда не для того, чтобы попасть во МХАТ. Я просто хотела еще раз увидеть Райкина после спектакля, он ведь великолепный актер, побыть в этой неповторимой театральной атмосфере, напитаться ей. Это такой удивительный шанс узнать, что о тебе думает великий актер, что он тебе посоветует», — улыбается она.
«Я словно опять поступаю. Волнуюсь также. Все до боли знакомо — эмоции, волнение». Шесть лет назад Нина окончила Кубанский институт культуры и искусств, но вышла замуж и уехала в станицу, где стала работать учителем в музыкальной школе.
Хочу быть актрисой! Очень хочу!
В это время по ступенькам спускается вторая десятка участников, уже сдавших экзамен. Все держаться радостно, подшучивают друг над другом. Лишь один парень застенчиво улыбается, он пока не знает результата, но, видимо, думает, что понравился комиссии.
«Девушка, в полосатом платье, вы прошли первый тур!» — говорит организатор юной девушке, которая стоит с подругой у дверей театра драмы. Она сдавала экзамен в первой десятке.
Девушка прыгает от радости, визжит в полете и пулей вылетает из театра. Я бегу за ней. Это выпускница краснодарской школы Маша Бубличенко.
«Я мечтаю играть в театре „Сатирикон“ у Константина Райкина! Он и его отец — великие актеры! Хочу быть актрисой, очень хочу!»
«Как ты думаешь, чем ты поразила комиссию?»
«Я просто открыла свою душу. Прочитала свое любимое стихотворение Татьяны Бек „Мандарины“ и отрывок из „Идиота“ Достоевского».
«Ты когда выходила, уже чувствовала, что тебя выбрали?»
«Да, я сразу поняла. Даже маме сказала: «Не волнуйся, меня точно возьмут!».
Первый тур прошел. Были отобраны 11 человек. Здесь же прошел и второй, в рамках которого уже три преподавателя одновременно посмотрели на оставшихся претендентов. Школьницы Маши в окончательных списках не оказалось. А вот 11 отобранных счастливчиков вскоре поедут на последний — третий отборочный тур — в Москву.
Читайте также
- На арене: один день с дрессировщиком тигров
- Сказки про коррупцию: питерские пенсионеры создали социальный театр
- Исторический музей: от Остромирова Евангелия до ручки Ельцина