Лев Толстой: На ком закончится пьянство?

Лев Толстой. © / Public Domain

Лев Толстой, писатель. «Богу или мамоне?», 1895 г.

   
   

Огромные пространства лучших земель, на которых могли бы кормиться миллионы бедствующих теперь семей, заняты табаком, вино­градом, ячменём, хмелем, употребляемыми на приготовление пьяных напитков: вина, пива и, главное, водки.

И потому нельзя уже в наше время говорить, что питьё или непитьё вина есть дело частное, что мы не считаем для себя вредным умеренное употребление вина. Употребление вина или воздержание от него в наше время не частное дело, а дело общее. 

Теперь все люди - всё равно, хотят ли они, или не хотят этого, - разделены на два лагеря: одни борются против употребления бесполезного яда, пьяных напитков и словом и делом, не употребляя вина и не угощая им. Другие поддерживают и словом и, сильнее всего, примером употребление этого яда; и борьба эта идёт теперь во всех государствах и с особенной силой в России. 

«И когда не знали, то не было на вас и греха», - говорил Христос. Теперь же мы знаем, что делаем, кому служим, употребляя вино и угощая им, и потому, если мы продолжаем пить или угощать, то у нас уже нет никакого оправдания.

Говорят: не нами началось, не нами и кончится. Нет, нами и кончится, если только мы поймём, что для каждого из нас питьё или непитьё вина не есть дело безразличное, что каждой бутылкой купленной, каждой рюмкой выпитого вина мы служим тому страшному дьявольскому делу, от которого гибнут лучшие силы человеческие. Напротив, воздержанием от вина для самих себя и прекращением безумного обычая употребления вина на праздниках, свадьбах, крестинах мы делаем дело огромной важно­сти - дело нашей души, дело божье. Только бы мы поняли это - нами и кончится пьянство.

Смотрите также: