Выставка делится на две части. В первой представлен дизайн различных компаний, нацеленный на широкую аудиторию, а во второй — эксклюзивные работы российских и иностранных дизайнеров, выполненные чаще всего в единственном экземпляре. АиФ.ru поговорил с авторами самых интересных объектов.
Главным событием выставки стал проект Design SuperHeroes, где представлены работы мастеров мирового дизайна. В этом году куратором проекта выступил Серджио Рива, один из основателей галереи Dilmos.
Серджио Рива (Sergio Riva, Dilmos, Italia)
В чём главная идея проекта Design SuperHeroes?
Главная идея проекта — привезти в Москву тот дизайн, который для России пока что непривычен, помочь российским дизайнерам сделать шаг вперёд.
Представленные здесь объекты — это предметы искусства или дизайна?
Грань между искусством и дизайном уже давно стала условной. Мы можем любить эти вещи, а можем ненавидеть, но главное — они никого не оставляют равнодушными. Мы привезли сюда классику мирового дизайна 1980–1990-х годов, то, что стало историей. Например, шкаф фирмы Memphis или объекты фирмы Gufram, ставшие иконами мирового дизайна.
Будут ли когда-нибудь такие предметы производиться массово?
Эти вещи никогда не будут выпускаться массово, как мебель «Икеи», и дело не в том, что они дороги в производстве. Например, шкаф Memphis совсем не трудно начать выпускать в той же «Икее», но его просто не будут покупать из-за того, что он имеет необычную форму. Но тем не менее эти объекты оказывают влияние и на тех дизайнеров, которые проектируют мебель для массового пользователя, а значит, исключать, что нечто подобное может появиться в обычных мебельных магазинах и квартирах в панельных домах, нельзя.
Павел и Евгения, WonderWood
Как вы пришли к идее создания этого объекта?
У нас нестандартный подход к дизайну. Мы много путешествуем и работаем там, где мы находимся, с теми материалами, которые есть в каждом конкретном месте. Что касается этих изделий, то они стали итогом нашего путешествия по побережью Атлантического океана. Этот светильник сделан из старых, разобранных дубовых домов. Брёвна мы распустили на шпон, после чего в него были вставлены патроны для лампочек. Наша цель — привнести историю в каждый из предметов. Мы хотим, чтобы наши вещи напоминали людям о том, что у всего есть прошлое (а значит, и будущее), и звали в путешествие по далёким странам.
Что главное в дизайне: функциональность или полёт фантазии?
Если функциональными предметами наполнить весь дом, то жизнь в нём станет просто невыносимой. Наши светильники декоративные, и главная их задача — создать уютную атмосферу.
Смогут ли ваши объекты выйти на массовый рынок?
Мы бы не согласились, если бы нам предложили запустить наши светильники в массовое производство. Оно просто убьёт всю идею нашей работы. Сегодня есть множество бутафории в винтажном стиле, но эти предметы не несут в себе никакого заряда, они пустые, и это не наш путь. К тому же, так или иначе, массовое производство — это возвращение «в офис», а мы делаем наши вещи в мобильной мастерской, в путешествиях.
Виталий Жуйков, дизайн-лаборатория «Август»
Как пришла идея создания этого объекта?
Я получил художественное образование в России, закончил Британскую школу дизайна и много лет работал в этой сфере. Но в определённый момент мне всё это надоело. Я заперся в гараже и начал работать, создавать мебель. Начал я с того, что стал чинить старые стулья. Для дизайнера стул — это вообще довольно сакральная вещь, и я никогда не мог пройти мимо валяющегося где-то венского стула. Вот у меня и набралось в какой-то момент несколько десятков таких стульев в гараже, и я стал их реставрировать. Отсюда пришла идея «актуализированного винтажа», и я стал её продвигать. Вскоре появились и мои собственные изделия. Как, например, этот стол.
Смогут ли твои объекты выйти на массовый рынок?
Меня не интересует массовый рынок: такое производство убивает творчество. Я работаю только по индивидуальным заказам, при этом стараюсь не «наступать себе на горло». Конечно, если заказчик просит, скажем, стол не трёхметровой длины, а двухметровой, я сделаю его таким. Но если его вкусы совсем не совпадают с моими, сотрудничать мы не сможем.
Как ты считаешь, почему винтаж набирает популярность?
Люди просто устали от крашеной пластмассы, фанеры и ДСП. Ещё 20–30 лет назад всё было намного честнее: если шкаф был из дерева, то значит, он был из дерева, а не из обклеенной плёнкой ДСП. Поэтому нет ничего удивительного в том, что всё возвращается.
Деяна Кабильо, Kabiljo inc, Austria
В рамках проекта «Неделя австрийского дизайна Creative Approaches»
Как пришла идея создания этого объекта?
Я начинала с массового дизайна. Так, мной было создано несколько предметов интерьера, которые были популярны в Италии. Позже я решила отойти от массовых проектов, потому что есть много коллег, которые это делают лучше меня, и стала делать индивидуальные объекты, посвящённые человеческим слабостям.
Почему именно слабостям?
Первой моей необычной работой был стол из бумаги: на нём можно было что-то записать, если под рукой нет блокнота. Этот стол был посвящён человеческой забывчивости. Эти кресла — протестный дизайн. Сегодня в мире столько лишнего, наносного: разных тканей, обивок, вычурных деталей. А на самом-то деле пружин для того, чтобы сидеть, вполне достаточно. Это чрезмерное потребительство — плохая привычка, слабость. Сначала я создала кресло из стальных пружин, но позже, когда появились запросы «с претензией», я выполнила его и из позолоченных.
Смогут ли твои объекты выйти на массовый рынок?
Мои работы не могут быть массовыми. Это кресло — больше объект искусства, чем дизайна. Это послание. Я могу наладить массовое производство таких кресел, но не вижу в этом никакого смысла.
Артём Коренец
Как пришла идея создания этого объекта?
Я долго работал в продажах мебели, и в какой-то момент мне захотелось что-то создать, сделать своими руками. К тому же мне захотелось себе домой какое-то дикое животное. Так и появилась идея, как совместить желание творить с желанием завести дома диких животных.
Что главное в дизайне: функциональность или полёт фантазии?
В своих работах я стараюсь сочетать современный дизайн и функциональность. Вообще, по моему мнению, в современном мире не должно быть вещей, сделанных исключительно для элиты, узкого круга пользователей или, наоборот, только для потребителей продукции эконом-класса.
Смогут ли твои объекты выйти на массовый рынок?
По цене моя мебель совсем не дорогая, и её могут себе позволить многие, поэтому я считаю, что она вполне сможет выйти на массовый рынок, и я был бы только за: это бы решило все финансовые проблемы.
Moscow Design Week не ограничивается только лишь выставкой в «Артплее»: по Москве открыты десятки площадок, общая площадь которых — более 15 тысяч квадратных метров. По расчётам устроителей, в этом году выставку посетят более 300 тысяч человек, которые смогут ознакомиться с работами дизайнеров из 25 стран и при желании приобрести понравившуюся им вещь. Кроме того, на выставке будут проходить конференции, мастер-классы, встречи с известными дизайнерами. Design Week в «Артплее» будет открыта до 19 октября.
Смотрите также:
- Сергей Андрияка: труд художника - самоотверженный, на него способны единицы →
- Нина Мишинцева: «Деревня — это возможность для творчества» →
- Юрий Стоянов: «России нужно настоящее!» →