На просмотре фильма-призера зрителям становилось дурно

   
   
Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что на его счету: «Золотая Пальмовая ветвь» в Каннах в 2007 году, приз ФИПРЕССИ Канны 2007, Приз Национального образования Франции 2007, Hollywood world award 2007.

Румыния. 1987 год. Две студентки-подружки, Отилия и Габице, живут в одной комнате в общежитии. Перед ними проблема - Габице беременна. Аборты запрещены. Девушки ищут врача, который решится на криминал. Этот фильм об одном дне из их жизни. О дне, который очень захочется, но вряд ли получится забыть.

Эта простая и в то же время тяжелая история пришла в голову режиссеру не случайно, вот что Кристиан Мунджу сказал AIF.RU:

- В основе сценария – личный опыт того типа, которым люди обычно не делятся с другими.  Но с теми, кто знакомился с моим сюжетом, происходило неожиданное: услышав его изложение, они делились с нами аналогичной историей. Вдруг оказалось, что всем есть что рассказать на эту тему. Я был поражен тем, что история рассказанная мной такая типичная и распространенная. 

В 1966 году в Румынии постановлением Чаушеску был принят закон, запрещающий аборты. Случился демографический взрыв. К концу коммунистического периода, как утверждают источники, из-за подпольных абортов умерло в общей сложности более 50.000 женщин. Аборт потерял всякий моральный подтекст. И у моих героинь тоже нет никаких моральных оставляющих. Единственное что волновало этих девчонок – как от всего этого избавится и все. Они не задавали себе ни каких вопросов.

Мунджу заведомо делал фильм без постановочных, захватывающих моментов. Крупные планы, напряженные сцены, полное отсутствие музыки, мрачные по содержанию и тусклые по освещенности кадры – все это помогло не только создать гнетущую атмосферу, но и сохранить правдивость повествования. Тотальный дефицит от сигарет до электричества, бесцветные румынские улицы, обшарпанные интерьеры общежитий,  контролеры в транспорте и хамоватый обслуживающий персонал – суровые реалии коммунистического режима хорошо переданы в  картине. Но важно то, что Мунджу не делает на них акцента. Это лишь естественный фон, задний план для будничной драмы,  для мучительных метаний героинь, заставляющих зрителя прочувствовать чужие страдания как свои собственные.

Интересно, что «4 месяца, 3 недели и 2 дня» после непродолжительных споров решено показывать тинэйджерам во французских лицеях, как фильм, обладающий высокими эстетико-педагогическими качествами.

   
   

Смотрите также: