Владимир Мединский: Готов подписать петицию против «Дома-2»

Наш диалог с Владимиром Ростиславовичем начался с простого вопроса – что такое культура? «Культура – искусство возделывать, – ответил он. – В самом широком смысле — это способ жить, возделывая себя и окружающий мир». О том, как Минкульт пытается «возделывать» этот мир, мы и поговорили с главой министерства.

   
   

Год культуры

АиФ.ru, Наталья Кожина: Владимир Ростиславович, 2014 год объявлен годом культуры, какие мероприятия вы планируете провести для того, чтобы это название оправдало себя?

Владимир Мединский: Год культуры – это, прежде всего, внушительный список культурных проектов, которые будут профинансированы. Но вы правы, что смысл его проведения не в том, чтобы просто определить период более щедрого финансирования. Это шанс внедрить новый принцип госполитики в сфере культуры. А именно – перейти от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах.

Нужно, чтобы к творческим проектам Года культуры подключались не столько профессионалы искусства, сколько простые люди в малых городах и на селе, дети и пенсионеры, люди с ограниченными возможностями.

Иначе народ наших усилий не заметит: ну, пополнятся музейные фонды, отметим юбилеи Эрмитажа и БДТ, будут запущены модные театральные проекты. Кто-то еще получит гранты и премии, будет отреставрировано больше памятников. Это, конечно, важная работа – но это мы будем делать каждый год.

А для нас важно, что Год культуры дает шанс провести, например, реанимацию домов культуры в малых городах и на селе. И даже увеличить их число, поднять клубно-досуговую работу и традиционное народное творчество.

АиФ.ru, Н.К.: Включение людей в творческие проекты Года культуры – идея прекрасная. Но если мы сегодня посмотрим, сколько стоят билеты на значимые культурные события (оперу, балет, симфонические концерты мастеров), то увидим, что для многих они недоступны из-за дороговизны билетов. Вы планируете решать этот вопрос?

   
   

В.М.: По закону, мы не можем вмешиваться в финансовую и хозяйственную деятельность театров. Это очень строго. Мы не вправе диктовать директору цены на билеты и приказывать, кому их продавать. Только директор вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан.

Фото Екатерины Изместьевой

При этом нужно не забывать, что цена билета назначается не произвольно. Она складывается из многих факторов. И если льготник хочет заплатить меньше, то разницу между настоящей и льготной ценой всё равно кому-то приходится компенсировать. Государству приходится учитывать это при расчетах финансирования театров и концертных залов.

Понимаю, что ваш вопрос наболевший. Семье со средним достатком в Большой театр попасть, мягко говоря, нелегко. Но даже в Большом скоро запустят новые схемы распространения определенной части билетов, например, будут специальные дни в календаре театра, когда билеты на спектакли продаются не в розницу, а будут распределяться через социальные организации по сильно сниженным ценам.

Кроме того, насколько я знаю, новый директор Большого Владимир Урин планирует продавать часть билетов на верхние ярусы по социальным расценкам.

АиФ.ru, Н.К.: Вы не вправе диктовать цены на билеты, но кому, как не министру культуры, бороться с падением уровня культуры поведения. Может быть, имеет смысл показывать по телевидению какие-то социальные ролики, демонстрирующие, как нужно относиться к людям, проводить в школах профилактические беседы? Или у вас есть свои методы борьбы с сложившейся ситуацией?

В.М.: Я убежден, что роман Достоевского или мудрая народная сказка гораздо эффективнее профилактической беседы. Наверное, беседы в школах тоже надо проводить. Но в первую очередь лучше снять хорошие фильмы по русской классике, фильмы про героев нашей истории, мультфильмы по русским былинам и сказкам народов России. Выложить в бесплатный доступ замечательные советские кинофильмы – это, кстати, уже сделано – зайдите на портал «Культура.РФ», где кроме фильмов есть сотня спектаклей, лекции и другие вещи. Можем там же и несколько профилактических бесед разместить.

Важнейшее из искусств

АиФ.ru, Н.К.: Что касается кинематографа, государство выделяет огромные деньги на его поддержку, при этом единственным действительно серьезным успехом за последние годы можно считать «Легенду номер 17». Не пора ли с тех, кто растрачивает казенные деньги, спрашивать по полной?

В.М.: Вы правы, что еще недавно средства выделялись без разбора, через Фонд кино. А теперь и Михалков, и Шахназаров, и Бондарчук, и Лунгин – все проходят через публичную защиту своих проектов. Потому что государству не может быть все равно, что снимают на государственные деньги. В наше время государство – это инвестор, который вкладывается в прирост культурного капитала общества. И, как любой инвестор, мы должны заранее знать, что получим в результате.

Мы убеждены, что государство должно поддерживать только те проекты, которые работают на ценности нашей культуры, на укрепление духовного здоровья общества.

АиФ.ru, Н.К.: В нашей стране, как ни в одной другой, очень остро стоит вопрос по авторским правам и отчислениям. Что должно произойти, от кого должна пойти инициатива, чтобы в российском кино, как и за рубежом, сценаристы получали отчисления за повторные показы своих работ?

В.М.: Аудиовизуальное произведение состоит из результатов интеллектуальной деятельности, у которых имеются свои авторы. Но при этом лицо, которое организовало создание этого произведения – а именно продюсер – приобретает весь объем прав на это произведение. А значит, может распоряжаться им любым законным образом. Конечно, для этого продюсер заключает договоры с каждым автором, в том числе со сценаристом.

И по Гражданскому кодексу только композитор сохраняет право на получение вознаграждения за публичный показ в кинотеатре или на телевидении. Это общемировая практика.

Чтобы сценаристы тоже получили право на вознаграждение за публичный показ фильма, нужно запустить комплексную процедуру общественного обсуждения, экспертной оценки. Ведь это может привести к увеличению цены билета в кинотеатр. А если из-за этого люди станут реже покупать билеты, теоретически, не исключено, что правообладатели вообще не смогут ничего заработать.

В отношении прав композиторов сейчас наблюдается обратная тенденция: ставки для выплаты вознаграждений композитору, чья музыка использована в фильме, будет снижена ровно в 3 раза и составит 1 процент с кассового сбора кинотеатра.

Читайте также: Что такое суд по интеллектуальным правам и как туда обратиться >>

Фото Екатерины Изместьевой

АиФ.ru, Н.К.: Владимир Ростиславович, хотелось бы узнать, как продвигается внедрение электронных билетов в кинотеатры, не поднимут ли на них после этого цены?

В.М.: Надо сказать, что мы очень активно взялись за повсеместное внедрение Единой автоматизированной информационной системы. На сегодняшний день составлена максимально полная база всех российских показчиков. С помощью этой базы теперь мы легко сможем видеть те кинотеатры, которые не подключились к системе или не передают корректные достоверные данные. И штрафовать нарушителей.

Эта работа уже идет. С первыми нарушителями – их почти 160 – разбираются. Кому-то уже выписаны штрафы. Работа продолжается.

Ценообразование же на кинобилеты – это сфера ответственности самих кинотеатров. В ведении Министерства культуры Российской Федерации нет ни одного кинотеатра. Кинотеатры – это бизнес частный. Или зона ответственности региональных властей, в подчинении которых остались те или иные залы.

Но не надо путать сам билет (бланк), который вы получаете в кассе кинотеатра, и ЕАИС. ЕАИС – это специально созданная система для подсчета проданных билетов, количества зрителей, посмотревших тот или иной фильм, подсчета выручки, полученной кинотеатром от проката каждого фильма. Поэтому подключение каждого российского кинотеатра к системе никак не влияет на стоимость билета. Тем более, что установка специального оборудования для передачи отчетов составляет относительно немного: 100-150 тысяч рублей.

АиФ.ru, Н.К.: Владимир Ростиславович, не могу не спросить про программу «Дом-2», которая на укрепление духовного здоровья общества вряд ли оказывает влияние. Может, пора принять меры?

В.М.: Вы не поверите, как часто задают этот вопрос, именно про эту программу. Очень многие возмущены, полагают, что она разлагает молодежь. Я эту программу никогда не смотрел, и никому этого не посоветую, но и «закрыть» ее не могу, потому что у нас демократическая страна. Государство не может ничего закрывать, если нет прямого нарушения законодательства. Если хотите чего-то добиться, надо использовать демократические механизмы – петиции, сбор подписей, письма президенту или в Роспечать, которая у нас официально поддерживает проекты средств массовой информации. Могу обещать, что как частное лицо я подпишу вашу петицию.