В основном конкурсе 59-го Берлинале, как известно, нет российских фильмов, тем не менее, наше кино на фестивале присутствует. В программах нынешнего киносмотра участвуют две российских картины – «Россия 88» молодого режиссера Павла Бардина в «Панораме» и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова – в секции «Форум». Если показ новой работы Хлебникова еще впереди, то мировая премьера «России 88» уже состоялась – при большом, как говорится, скоплении зрителей.
Фильм о настоящих российских фашистах, породил очередь на входе и множество вопросов после просмотра. Причем, их диапазон был очень широким, а сами вопросы сильно отличались у отечественных и западных зрителей. Последних интересовало в основном, насколько увиденное совпадает российскими реалиями, и каким образом режиссеру удалось уговорить «наци» сниматься?. С этим вопросом разобрались быстро – уговаривать местных фашистов режиссеру не пришлось – фильм, снятый как «dokudrama», на самом деле является художественным: в нем играют профессиональные актеры (главную роль исполнил Петр Федоров – Гай из «Обитаемого острова») и нет документальных съемок, за исключением реальных уличных интервью – прохожих, пассажиров в электричке спрашивают, согласны ли они с лозунгом «Россия для русских». Режиссер использует знакомый по множеству картин, в том числе и по «Дневникам Мертвецов» Джорджа Ромеро, прием: Фильм в фильме. По сюжету, некий юноша, как неоднократно подчеркивается, еврейской национальности, снимает кино о «своих» фашистах, фиксируя на пленку их повседневную жизнь. Нам показывают как они «качаются» на турнике, учатся стрелять, «мочат черных», поют песни и прочие «прелести» нацистского быта. Ближе к финалу – когда сестра героя влюбляется в «черного» незамысловатые фашистские будни выливаются в самую настоящую шекспировскую трагедию.
Загадочное название фильма, как выяснилось, расшифровывается легко: 88 – это инициалы Адольфа Гитлера в нацисткой терминологии, а Россия – это просто Россия.
Александр Роднянский, один из продюсеров «России 88» (его компаньонами стали Александр Шейн, Анна Михалкова и исполнитель главной роли Петр Федоров) считает, что фильм может изменить сложившуюся в Отечестве ситуацию. «По крайней мере, он многих заставит задуматься, прежде чем надеть на себя свастику», - добавил он и признался, что делает ставку на западного зрителя, которому эта тема может быть интересно.
Однако, при всем уважении к создателям фильма и искренней радости за то, что они участвуют в столь престижном фестивале, признаюсь, российский зритель «России 88» представляется мне с трудом. Кто он? Убежденный демократ, ненавидящий фашизм? Вряд ли – такой про наци уже давно все понял. Любопытный, которому интересно посмотреть быть русских фашистов? Не знаю – откровенно говоря, ничего нового режиссер не показывает, и смотреть на однообразные тусовки наци быстро наскучивает. Молодой человек, уже зараженный идеями «наци» - чтобы он понял к чему может привести такая жизнь? Его может не убедить притянутый за уши финал.
Фильм, на мой взгляд, лишен самого главного – анализа явления, а это всегда необходимо когда после ответа на вопрос «Кто виноват?» необходимо выяснить «Что делать?»
В противном случае любые картинки можно смотреть до бесконечности.
Смотрите также:
- Иван И. Твердовский: «Мне казалось, что я не умею снимать зрительское кино» →
- Роман Мадянов: надеемся, что в Каннах нас за Украину не засудят →
- Джон Траволта: фильм «Особо опасны» - просто бомба!» →