Фильм о Нюрнбергском процессе стал открытием ММКФ

   
   

В том числе и новое документальное кино, в последнее время совершенно незаслуженно отодвинутое на периферию кинопроцесса. Одним из самых заметных событий этой программы стал показ ленты «Нюрнбергский набат». Режиссёры - опытный документалист Владимир Двинский и Александр Марутян. Автор сценария - Александр Звягинцев, юрист, писатель, историк, замгенпрокурора РФ. Мастер остросюжетной прозы, он много лет занимается фундаментальными исследованиями Нюрнбергского процесса, ищет и находит редкие архивные документы и источники.

Фильм по жанру - репортаж из прошлого. Он сделан очень просто: нет ни спецэффектов, ни суперзвёзд в главных и эпизодических ролях. Вместо этого - лишь язык документов: полные стенограммы и съёмки допросов всех обвиняемых. Они не играют, эти люди, когда-то чувствовавшие себя хозяевами половины мира, вершителями судеб, получившими право «отделять чистых от нечистых», и погубившие десятки миллионов женщин, стариков, детей… Они лишь отвечают на вопросы - запинаясь или, наоборот, защищаясь. Но плёнка, словно лакмусовая бумажка, проявляет ничтожество этих людей, этих холёных посредственностей, возомнивших себя властелинами мира вослед за своим фюрером. Но у того хотя бы достало силы воли убить себя, а эти - государственная, национальная элита, правящая великой страной, Германией, и планирующая уничтожение наций и государств, - предстали на «суд народов». Сцены допросов перемежаются кадрами хроники.

Те, кому сейчас 40, 50, 60 лет, знают и помнят эту трагедию. А вот новому поколению, особенно тем мальчикам с бритыми головами, которые рисуют сегодня в России свастики на стенах и столбах, этот фильм надо рекомендовать к обязательному просмотру. Знают ли они, что России как страны и части света по гитлеровскому плану вообще не должно было быть? Уничтожению подверглись бы Москва, Ленинград, Сталинград, а славянское население «истинные арийцы» превратили бы в рабов, пашущих землю и пасущих скот. Или сгноили бы в концлагерях, сделали бы «расходным материалом» для врачебных опытов.

«В мою семью кровавыми осколками вошла война, - рассказывает Александр Звягинцев. - Отец умер от ран, мать и бабка прошли через концлагеря. Деда расстреляли немцы: он служил в угро в Киеве, был оставлен в захваченном городе для подпольной работы. Эти раны, нанесённые нам войной, кровоточат до сих пор. Именно поэтому я взялся за тему фашизма. Много занимался исследованиями этого вопроса ещё в советское время, встречался в 1988 г. с министром юстиции США по вопросу о преследовании нацистских преступников. В 1970 г. судьба свела меня с Романом Руденко, главным обвинителем на Нюрнбергском процессе, - он рассказал мне очень много из того, что происходило там. Услышанное легло в основу моей книги «Руденко», которая вышла в серии «ЖЗЛ».

Нам сегодняшним кажется, что мы победили это зло - фашизм, но мы не замечаем или не хотим замечать, что растёт молодое поколение, которому идеи нацизма кажутся привлекательными. Поэтому нам нужно бить в набат, иначе человечество ждут не лучшие времена».

Режиссёр В. Двинский хотел бы, чтобы этот фильм показывали в школах на уроках истории. Но что из этого получится и выйдет ли вообще эта картина в прокат - вопрос.

Смотрите также: