По коням: в Кремлевской школе верховой езды учат настоящих джигитов

Фото Алексея Витвицкого: АИФ

В нашей истории бывали случаи, когда Москва, узнав об устройстве в Кремле или подле него парадно-фестивальных действ, замирала в ужасе. Так, 195 лет назад, в 1817 году, ради расширения плац-парада снесли древний кремлёвский храм Николы Гостунского. Благо, нынче даже ради такого масштабного мероприятия, как ежегодный фестиваль «Спасская башня», который пройдёт с 1 по 8 сентября, сносить ничего не собираются. А вот кое-что построить - это да.

   
   

В частности, на Красной площади уже возведён специальный манеж, где ежедневно на протяжении всего фестиваля будут проходить выступления команды Кремлёвской школы верховой езды. И если кто-то уверен, что гвоздём праздничной программы является финальное дефиле военных оркестров, то я, например, уже начинаю задумываться. Не всё так уж очевидно. В общем, откладывать посещение фестиваля на потом, дожидаясь только и исключительно маршей, представляется недальновидным. Там будет на что посмотреть и в первый день, и потом, и утром, и днём, и вечером. Я в этом убедился заранее, посетив базу Кремлёвской школы верховой езды.

«Взорванная» Англия

Занимаясь верховой ездой на вполне достойном, хотя и явно дилетантском уровне уже пятый год, я отправился туда, одержимый дешёвой гордыней. Дескать, ну что там ещё могут мне показать? Мы, мол, и сами с усами... Действительность заставила меня резко пересмотреть точку зрения и устыдиться. Причём с первых же шагов.

Эти самые шаги были сделаны в конюшне школы. Таких конюшен и таких лошадей я, пожалуй, не видел нигде и никогда. Описывать качество опилок в стойле, контроль кормов и устройство поилок - дело неблагодарное. Но поверьте, если бы у лошадей была своя система начисления баллов наподобие той, какая существует в человеческих отелях, то здешние апартаменты легко получили бы пять звёзд. Достаточно сказать, что в конюшнях КШВЕ предусмотрены специальные солярии (!) для лошадей. После этого даже электроводилка, своего рода фитнес-зал, где кони получают ежедневный лёгкий променад для поддержания тонуса, не кажется чем-то сногсшибательным.

Манеж на Красной площади рассчитан на 7 тысяч зрителей. Фото Алексея Витвицкого

Сейчас, впрочем, она пустовала, что неудивительно. Променада лошадям хватает и так - к фестивалю здесь готовятся серьёзно и собираются продемонстрировать кое-что особенное.

«Вот эта программа, которую мы сейчас повторяем, базируется на той, которая буквально взорвала Виндзор во время празднования британского королевского юбилея, - говорит Борис Петров, генеральный директор КШВЕ. - Другие школы расставили акценты на выездку и хореографию. А у нас кроме всего этого - высокий аллюр, пики, шашки, казачья лихость - в общем, бешеная динамика... В финале нам устроили овацию - все вставали и ревели от восторга!»

Казачья лихость и впрямь известна всем. Недаром Наполеон так и говорил, что если бы у него были русские казаки, то он запросто завоевал бы весь мир. С другой стороны, казачья манера иной раз прихвастнуть известна не меньше. И, наверное, «взрыв Виндзора» можно было бы списать на неё. Если бы не тот простой факт, что КШВЕ предложили устроить в Англии целую серию показательных выступлений, объединённых в одно шоу. Больше такой чести не удостоился никто.

   
   

Мне, впрочем, хватило простой учебно-тренировочной демонстрации того, как всадник на полном скаку разрубает боевой шашкой пластиковую бутыль с водой, да так, что нижняя её часть остаётся спокойно стоять на тоненькой жёрдочке, не шелохнувшись. Что же будет на фестивале, когда всадников будет не один, а тринадцать? Впору вспомнить слова, сказанные Петру I побеждёнными при Полтаве шведами: «Поздравляем Ваше Величество. У вас отличные кавалеристы!»

Шашки подвысь?

«Могу продолжить вашу цитату, - говорит Борис Петров. - Как там ответил Пётр? Осерчать, скакать, рубить - всё это только полдела. Полностью подтверждаю его слова. Одно дело - показательные выступления. Это красиво. Это престижно. Но концентрироваться только на этом - значит упустить нечто очень важное. В этом году, например, мы расширили программу и включили в неё специальный проект - «Человек и лошадь: история отношений». Чтобы каждый пришедший к нам мог пообщаться с лошадьми, посмотреть, как за ними ухаживают, и в конце концов понять простую истину. Лошадь - это то, что, так или иначе, объединяет народы нашей страны. Может быть, это звучит слишком громко и высокопарно, но так оно и есть. Именно поэтому на нынешнем фестивале мы постарались по возможности представить все отечественные конезаводы и все российские породы».

Звучит, конечно, громко. Но если подумать, то получится, что, какой народ нашей страны ни возьми, без лошади его представить и впрямь не выйдет. Нет, понятно, что, скажем, горцы и джигитовка - это как Ленин и партия: говорим одно, подразумеваем другое. Но ведь то же самое можно сказать и о башкирах, калмыках, тех же казаках... Да что далеко ходить - ещё Достоевский как-то отметил одну вещь, которая почему-то нынче оказалась полузабытой: «Уж известно, что русский мальчик так и родится вместе с лошадкой!»

А иные мальчики, начав заниматься в КШВЕ, идут служить срочную в Кавалерийский почётный эскорт Президентского полка СКМК ФСО России. И нимало не смущаются тем, что в нынешней армии кавалеристы - не более чем анахронизм. Или всё-таки нет?

«Конечно нет! - твёрдо говорит директор. - Знаете, когда-то Суворову тоже сказали, что, дескать, музыка в армии не нужна. И Александр Васильевич, возмутившись, прочёл критиканам целую лекцию, завершив её словами: «Под музыку, под флейты и барабаны я взял Измаил и одержал иные славные победы!» То же самое относится к кавалеристам в современной армии. Само их наличие говорит о том, что Россия - это государство с богатой и сильной военной традицией, что мы знаем о своей истории и о своих корнях. Это очень важно. Это, если хотите, вопрос международного престижа!»

Ну что ж. На международной арене, в Британии, мастера КШВЕ уже подтвердили, что являются чуть ли не самыми лучшими в мире. Настал черёд и нам убедиться в этом - манеж на Красной площади, как говорилось выше, уже построен.