Наши Бурановские бабушки выступают 14-ми по счету. Также в этот день на сцену Baku Crystal Hall выйдут представители Черногории, Исландии, Греции, Латвии, Албании, Румынии, Швейцарии, Бельгии, Финляндии, Израиля, Сан-Марино, Кипра, Дании, Венгрии, Австрии, Молдавии и Ирландии. Во втором полуфинале поборются участники из Сербии, Македонии, Нидерландов, Мальты, Белоруссии, Португалии, Украины, Болгарии, Словении, Хорватии, Швеции, Грузии, Турции, Эстонии, Словакии, Норвегии, Боснии и Герцеговины, Литвы.
Находящиеся в Баку уже вторую неделю бабушки из удмуртского села Бураново влюбили в себя почти всех журналистов, освещающих конкурс. Они буквально у всех вызывают умиление, подкупая своим обаянием. Хотя если разобрать их номер на составные части, то, конечно – это не уровень «Евровидения», где всё-таки, несмотря на присутствие фриков и клоунов, откровенно валяющих дурака, побеждают профессиональные исполнители с хорошей песней и её (песней) ярким сценическим воплощением, вроде наряда-трансформера или какого-нибудь шкафа фокусника.
Конечно, наши бабушки на фоне высокобюджетных, выдрессированных, «оттюнингованных» и отлакированных до зубного блеска артистов выглядят бледненько. Они не танцуют, а переминаются с ноги на ногу, поют средне, причём довольно нестройно. Сами неказистые, по-деревенски наряженные. Песня не ахти какая, это даже не стилизация под фольклор, если подходить к ней очень строго, то Party for Everybody, написанная Виктором Дробышем, скорее, набор разрозненных хитовых песенных «хуков» (от англ. hook — крючок, ловушка), на которые и ловится неискушённый слушатель.
Но всё это отходит на второй план, потому что на первом – их (бабушкино) человеческое обаяние. Они естественны, и это большой плюс. Эта натуральность может стать даже новым трендом «Евровидения», ибо красотки с ботоксом, имплантами и другими атрибутами современной пластической хирургии уже сильно надоели зрителю. Виктор Дробыш, кстати, рассказывал мне о своей первой встрече с бабушками.
Они пришли к нему в офис, и прежде, чем переступить порог, сняли обувь. А когда шло обсуждение песни, композитор написал на белом листе русскими буквами английскую фразу «Пати фор эврибади» и сказал: «Бабушки, вам нужно будет спеть только три английских слова». Одна из них, по словам Дробыша, заплакала и произнесла: «Ой, сынок, не запомним мы это». Это к вопросу о естественности, искренности и натуральности эмоций, которые транслируют миру старушки из удмуртской глубинки.
У них даже цель благородная – собрать деньги для строительства церкви в родном Бураново. Заметьте, они не мечтают о том, чтобы поменять свои халупы на дворцы, как та старуха в сказке о рыбаке и рыбке, а оставить о себе добрую память возведением храма. Сейчас скажу небесспорную вещь, но мне кажется, само осознание, что больших денег они уже никогда не заработают, головокружительной карьеры не сделают, делает их сильнее многих более мастеровитых исполнителей. И не только на «Евровидении», а вообще.
Думаю, что победу белорусу Александру Рыбаку, представлявшему Норвегию на «Евровидении-2009», принесла не миленькая песня, написанная им самим, не скрипочка, на которой исполнитель наигрывал проигрыш, а скорее, его обескураживающая обаятельная улыбка. Вот этого простого человеческого обаяния так не хватило в прошлом году нашему Алексею Воробьёву, который справедливо занял 16-е место.
И запомнился лишь тем, что громко, на пол-мира ругнулся матом в камеру. Вокальное мастерство, безусловно, играет важную роль на конкурсе, но не основную. Можно быть каким угодно опытным вокалистом, брать по три октавы, но так и не найти за три минуты, отведенные на выступление, дорогу к сердцам миллионной армии телезрителей по всей Европе. Хочется верить, что обаяние Бурановских бабушек сможет растопить лёд недоверия, существующий у цивилизованной части Европы по отношению к России. Как бы мы не хорохорились, а всё-таки наша страна не так интегрирована в Европу, как многим бы этого хотелось.
Имидж у России по-прежнему «лапотный». И наши бабушки, которые будут выступать на сцене в лаптях, платочках, на фоне деревенской печки, абсолютно органичны и вписываются в представления большей части европейцев о том, какой образ должен быть у российских старушек.
За нас по-прежнему на «Еровидении» активно голосуют лишь наши ближайшие соседи или страны, типа Израиля, где полно выходцев из СНГ. Как раз именно потому, что в последние годы на конкурсе стало практиковаться голосование по принципу «свой-чужой», организаторы и перешли на комбинированную систему голосования. То есть учитывают голоса не только телезрителей, но и профессионального жюри 50 на 50. Например, в прошлом году помянутого уже недобрым словом Алексея Воробьева зрительское голосование привело к 7 месту, но профессиональное жюри поставило его на самое последнее 25-е. В результате суммирования этих баллов Алексей оказался на 16-й позиции. Не понимаю почему, но имена членов этого профессионального жюри держаться в тайне от широкой публики. А было бы интересно узнать из первых уст, например, почему они проголосовали так, а не иначе. Короткие комментарии экспертов, безусловно, придали бы этому шоу еще большей остроты и зрелищности. Хотя, наверно, это бы сильно затянуло и так достаточно длинный по хронометражу конкурс.
Вообще, голосование – это очень тёмная история. Даже члены нашего жюри остаются в тени и совершенно не объясняют своих решений в «постевровидийных» разборах полётов. Некий Велибор Джаровски, проработавший 35 лет агентом у эстрадных звезд бывшей Югославии, как-то признался журналу «Эсквайр»: «В 2002 году в Эстонии проходил очередной конкурс «Евровидение». За день до него я сказал в телеинтервью, что румынское жюри проголосует за Македонию: отдаст нам максимально возможное количество баллов — 12. Заявил я это в новостной программе, которая вышла в эфир в прайм-тайм. На следующий вечер всё так и вышло: румыны отдали нам 12 очков, мы им — тоже. А теперь угадайте, кто организовал этот обмен». Так что голосование было и остаётся самой непрозрачной частью конкурса. Посему не берусь делать прогнозы относительно того, какое место займут в итоге наши бабушки.
Ведущие европейские букмекерские конторы, судя по ставкам, прочат им 3-е место, первые два сулят 28-летней представительнице Швеции марокканского происхождения, которая является абсолютной фавориткой нынешнего «Евровидения» и итальянке Нине Дзилли. Несмотря на то, что букмекеры очень близко предсказывают результаты этого конкурса, всё же не столь часто дают прогноз со стопроцентным попаданием. Бурановские бабушки, наверняка, вызовут симпатии у зрителей, но, боюсь, что профессиональное жюри даст им не очень высокую оценку. Здесь на голом обаянии не проскочишь. Посему остаётся только пожелать нашим милым, искренним, добрым бурановским певицам просто хорошо выступить и для начала попасть в финал, который случится 26 мая.
Читайте также:
Кризис, соцсети и любовь: о чем поют участники «Евровидения»
Владимир Полупанов Журналист еженедельника «Аргументы и Факты» |
Смотрите также:
- Владимир Полупанов: «Евровидение» — это караоке с элементами политики →
- Почему на «Евровидении» в Киеве должна победить Италия →
- «Евровидение-2014»: Кончита ля комедия →