Коллекция исторических романов: Том 35. Дмитрий Мережковский. «Пётр и Алексей»

   
   

...1715 год, Россия. По стране гуляют слухи о конце света и втором пришествии. Наиболее смелые и отчаянные проповедники утверждают, что государь Пётр Алексеевич - сам Антихрист. Эта мысль всё прочнее .проникает в сердца и души не только простого люда, но даже ближайшего окружения царя. Так кем же был Пётр для России? Великим правителем, глядевшим далеко вперёд и сумевшим заставить весь мир уважать своё государство, или великим разрушителем, врагом всего старого, истинного, тупым заморским топором, подрубившим родные, исконно русские корни? Противоречивая личность Петра I предстаёт во всей своей красе, силе и слабости на фоне его сложных взаимоотношений с сыном - царевичем Алексеем.

«Пётр и Алексей» - богословско-философский исторический роман Д. С. Мережковского (18651941), написанный в 1903-1904 годы, впервые напечатанный в журнале «Новый путь», а отдельным изданием вышедший в 1905 году. К этому времени исторические романы Мережковского стали очень популярны в Европе. Между тем, когда литературный обозреватель английской газеты «Daily Telegraph» назвал Мережковского «достойным наследником Толстого и Достоевского», русская критика единодушно осудила такой отзыв как «святотатство» и писатель вынужден был публично откреститься от похвал такого рода.

Роман «Петр и Алексей» является третей частью трилогии Мережского «Христос и Антихрист» (две первые части: «Юлиан Отступник» (1895) и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901). Все три романа имели большой успех в странах Западной Европы и обеспечили Мережковскому общеевропейскую известность. Только «Юлиан Отступник» в течение 10 лет выдержал во Франции 23 переиздания.

Как отмечал Александр Мень (1935-1990, протоиерей Русской православной церкви, автор книг по богословию, истории христианства) в своём богословско-философском романе о Петре I, автор рисует последнего «воплощённым антихристом», во многом - под влиянием соответствующего представления, бытовавшего в раскольнической среде. Носителем веры изображён здесь царевич Алексей, который, беседуя с Лейбницем, на вопрос: «Почему у вас в России всё так неблагополучно?» - отвечает: «Ну да, мы голые, пьяные, нищие, но в нас - Христос».

В отличие от большинства критиков начала XX века, считавших Мережковского исключительно «европейским» писателем, исследователи более позднего времени отмечали, что вся трилогия «Христос и Антихрист», особенно её третий роман «Пётр и Алексей», была обращена в первую очередь к русскому читателю, хоть и была с восторгом принята на Западе.

Именно трилогия «Христос и Антихрист» обеспечила писателю особое место в истории русской литературы: Мережковский вошёл в неё прежде всего как создатель нового типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого «романа мысли».

   
   

 

 

Смотрите также: