Николай Петров: «Я никогда не был олигархом»

Причина кончины артиста не сообщается. О смерти музыканта телеканалу «Культура» сообщила его супруга. Место и дата похорон Петрова будут объявлены позднее.

   
   

Напомним, что 17 мая этого года Николай Петров был госпитализирован в Минске с инсультом. Петров приехал в Минск на открытие музыкального форума «Магия рояля» в Белгосфилармонии.

После инсульта музыканта доставили в Минскую больницу скорой помощи. Сообщалось, что первоначально Петрова планировали перевезти в Москву, но из-за тяжелого состояния пианиста врачи отказались от этой идеи. Он был перевезен в Москву лишь в начале июня спецрейсом МЧС России и проходил лечение в ЦКБ.

Николай Петров умер 3 августа. В середине мая, находясь на гастролях в Белоруссии, он перенес инсульт, после чего был госпитализирован в больницу в Минске. Петров пришел в сознание только 25 мая. В начале июня его перевезли в Москву в Центральную клиническую больницу.

Прощание с выдающимся пианистом пройдет в пятницу в Московской консерватории. Об этом сообщил помощник музыканта Олег Дусаев. По его словам, по просьбе вдовы народного артиста СССР, он будет похоронен на Троекуровском кладбище в тот же день.

Ордена, почетные звания, премии – там, где выступал Николай Петров, все это, как правило, не озвучивали. Достаточно было его имени – и зал взрывался аплодисментами. Сам Николай Арнольдович значения регалиям не придавал. Повторял: на сцене все равны.

- Я никогда не был олигархом, у меня нет ни компаний, ни приисков. Есть только мои десять пальцев. Меня пугает время, когда по состоянию здоровья не смогу давать концерты, - говорил он в недавнем интервью нашей газете.

   
   

Петров выступал со всеми крупными оркестрами мира и с их знаменитыми дирижерами, играл от 70 до 100 концертов в год. Как отмечает ТК «Культура» он участвовал и организовывал фестивали, конкурсы, мастер-классы для молодых исполнителей.

- Абсолютно торжественно заявляю, что за всю свою жизнь ни копейки за мои уроки в России не взял. Ни разу! За границей мой мастер-класс стоит весьма дорого. Не буду называть эту сумму, но она более чем солидная. А здесь я считаю абсолютно неэтичным и аморальным брать деньги с детей, которые еле-еле сводят концы с концами, - говорил Петров в интервью «АиФ».

- Я на него в свое время равнялся не только как на пианиста, но и когда он начал выступать в 90-е годы против засилья чернухи на телеэкранах и в медиапространстве. Он вообще был за чистоту во всех ее проявлениях - душевную, нравственную, на сцене. Именно это является самым главным. Помимо того, что он был выдающимся пианистом, он был человеком, который переживал за многие вещи, творящиеся в нашей стране. Сколько он сделал на самом деле, думаю, станет известно со временем, мы узнаем это позже. Думаю, что его дело будет продолжаться, потому что пианисты в нашей стране еще в очень и очень неплохом состоянии. Если посмотреть на результаты международных конкурсов или вообще на афишу во всем мире, в основном там русские пианисты. Русская фортепианная школа реально существует, и Николай Арнольдович - яркий ее представитель, - заявил после смерти Петрова его последователь, пианист Денис Мацуев.

Биография:

Николай Петров родился в Москве, в семье музыкантов 14 апреля 1943 года. Его отец — виолончелист Арнольд Яковлевич Феркельман (1914—1993), выступал в фортепианном сопровождении Дмитрия Шостаковича и был дружен с композитором; дед — оперный бас Василий Родионович Петров, пел в Большом театре; дядя — композитор Моисей Яковлевич Феркельман (1908—1974). Мать — Петрова Ирина Васильевна (1913).

Учился в Центральной музыкальной школе у Татьяны Кестнер, в 1961 году поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Якова Зака. Уже на следующий год он завоевал второе место на Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна, а ещё через два года достиг такого же результата на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе.

Окончив в 1968 году аспирантуру консерватории, Петров начинает концертную карьеру. В годы холодной войны он был одним из немногих музыкантов, свободно гастролировавших за границей. Пианист выступает с ведущими симфоническими коллективами мира, много концертирует как сольный музыкант. В его репертуар входит большинство произведений классического и романтического наследия, он также стал первым исполнителем новых сочинений Арама Хачатуряна, Тихона Хренникова, Родиона Щедрина, Андрея Эшпая.

С 1978 года по 1982 год Петров был «невыездным», из-за того, как по его словам, «не пошёл на одну гнусную антисемитскую провокацию Госконцерта и поплатился, хотя не представлял, что буду абсолютно вычеркнут из гастрольной жизни. От эмиграции меня спасла только привязанность к моему дому на Николиной Горе — моей малой родине. Мне невыносимо было думать, что там поселится какой-нибудь партийный чиновник и будет топтать ногами землю, в которую я буквально вложил свою душу.» Стать снова выездным ему помогло вмешательсто тогдашнего министра культуры СССР П. Н. Демичева.

Затем Петров продолжает выступать, а также ведёт преподавательскую (профессор Московской консерватории) и общественную деятельность, возглавляя основанный в 1998 году Международный благотворительный Фонд своего имени, работая в жюри международных конкурсов, Совете по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации и др. Свободно владел французским, немецким, английским, итальянским и польским языками.

Смотрите также: