Одной из больших проблем российского кинематографа является то, что режиссером в России может стать любой человек, у которого есть на это средства, заявил председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков в понедельник на круглом столе, прошедшем в рамках 19-го фестиваля стран СНГ, Литвы, Латвии и Эстонии «Киношок». «Режиссером у нас может стать любой, кто нашел деньги», - цитирует его РИА «Новости».
Дело, на его взгляд, в том числе и в нехватке профессионалов. «Оператор-любитель не может стать профессионалом, потому что он не знает диспозиции, фокуса и многих других вещей. Сценарист напишет, актеры сыграют, композитор напишет музыку, а режиссер вроде как ни за что не отвечает», - добавил он.
При этом, на взгляд Михалкова, большой проблемой как российского, так и всего мирового кинематографа является то, что многие малобюджетные картины с отсутствием четко выстроенной сюжетной линии причисляют к артхаусу.
- Чем хуже, чем беспомощней, чем беднее нищета и разорение, и внутреннее, и внешнее, тем скорее картина тут же объявляется артхаусом, - сказал Михалков.
Но кинематограф большой страны не может быть исключительно артхаусным. Отсутствует институт второго режиссера. Моя мечта, сказал Михалков, - академия – не курсы сценаристов и режиссеров, а курсы создания съемочных групп, той самой атмосферы джем-сейшена, культуры обмена энергетики. Союзу кинематографистов, сказал Никита Сергеевич, тогда будет чем заняться.
Михалков также рассказал историю, как ему пришлось принимать участие в каком-то небольшом европейском фестивале, который, как потом выяснилось, устраивали какие-то дельцы, чтобы отмыть деньги. Один русский участник пожаловался ему, что его фильм, похоже не доехал до фестиваля: то ли застрял на таможне, то ли его вообще потеряли, а он не может получить внятный ответ от организаторов. Никита Сергеевич тогда одного устроителя настойчиво попросил что-то сделать для несчастного. Тот подумал-подумал и завел Михалкова в какой-то чулан-склад, в котором было навалом разных призов – выбирай. Михалков выбрал. Успокоили несчастного участника. Организаторы прочитали аннотацию фильма (фильм был для детей) и на закрытии объявили новую номинацию – спецприз за консолидацию детских сердец. Возвращается Михалков на студию, а там висит объявление – наш такой-то получил премию престижного европейского фестиваля.
Вечером того же дня на «Киношоке» было показано несколько авторских фильмов, уже успевших стать фестивальными хитами: из Эстонии «Диско и атомная война» Яаака Килми, где рассказано, как советская власть боролась с финским телевидением, а жители Таллина ловили его самыми экзотическими способами; из Литвы – «Евразиец» снятый Шарунасом Бартасом, где речь идет о том, как тяжело живется бывшему литовскому бандиту, путешествующему в постперестроечном пространстве, где все ему должны, денег нет, а пули свистят; ну и «Счастье мое» Сергея Лозницы, заявленный от Украины, -- тоже про путешествие по северо-западным землям, по странным дорогам, уводящим героя от серенькой, но нормальной вроде бы жизни в мистическое пространство отчаявшихся зомби.
Каждый «Киношок» объявляет одну из стран-участниц центральной для экспозиции. На этот раз в «фокусе» - Белоруссия. Первый, показанный в конкурсе фильм «Масакра» снял режиссер довольно скандальной (и в результате запрещенной) картины «Оккупация. Мистерии» Андрей Кудиненко. Жанр своего нового фильма он определил как бульба-хоррор.
Смотрите также:
- Никита Михалков: «Я вообще стараюсь не рассуждать - я делаю то, что умею: снимаю кино» →
- Михалков по-итальянски. В посольстве Италии прошла встреча с режиссером →
- Андрей Звягинцев о том, как он выбирает лучший фильм «Кинотавра» →