Слава пришла к православной художнице из России после того, как в 2000 г. она написала официальный портрет Папы Иоанна Павла II
Член ордена
Сверстники во время перемен носились по коридорам или играли во дворе в классики, а 10-летняя Наташа перебегала улицу и оказывалась в Третьяковке. Ученица художественной школы имела право свободного прохода в музей. Когда пришло время поступать в институт, выбрала только что организованную Академию художеств Ильи Глазунова: «Илья Сергеевич старался брать мальчиков, считал, что женщина должна не искусством заниматься, а семьёй». Однако для Наташи сделал исключение, оценив её работы. Потом она стала одной из его любимых учеников. Именно благодаря Глазунову она впервые попала в Италию. А вскоре вернулась туда, чтобы устроить в 1994 г. выставку своих работ. Картины были успешно распроданы. Она решила задержаться на несколько месяцев, но в итоге задержалась на 15 лет. Думала, рисовать итальянские красоты, а стала официальным портретистом Ватикана.
Впрочем, «портретная история» началась с принца Массимо Ланчелотти. Клиента-аристократа «сосватал» галерист, который понял, что у русской художницы блестящее будущее. Принц портретом остался доволен, а галерист решил навязать Наталье кабальный договор, на который художник не пошла. Месяц сидела без заказов, и вдруг звонок: «Здравствуйте! Наталья? Наконец я вас отыскал. Недавно был в резиденции у принца Массимо, видел вашу работу...» Наталью удивило, что звонивший также представился фамилией Ланчелотти. Незнакомец объяснил, что их - Ланчелотти - много, это один из самых почтенных и старинных родов Италии. Так, уже без всяких посредников, Наталья написала портрет ещё одного аристократа. Потом два года работала с семейством Великого герцога Люксембургского - написала портреты пяти его детей, супруги самого герцога. Позже к ней обратились представители Мальтийского ордена. Чтобы состоять в этой организации, надо документально доказать «голубую кровь» на протяжении семи поколений. Мальтийцы настолько прониклись творчеством русской художницы, что сделали её членом ордена. Те же мальтийцы расхвалили Царькову в канцелярии Папы Римского. И в 1998 г. Наталья получила официальное предложение запечатлеть на холсте Папу Иоанна Павла II. «Портрет зрел в голове год, я вынашивала его, как ребёнка. Бывала на аудиенциях у Папы, слушала его проповеди, читала его книги. Потом провела у себя в студии четыре месяца. Вставала в 5 утра и только вечером убирала кисти. Самым волнительным был момент, когда пришло время показать работу самому Папе. Он внимательно рассмотрел картину, а потом на русском языке сказал: «Да здравствует русское искусство! Продолжайте в том же духе». Портрет ему очень понравился».
Искала младенца по всей Европе
До Натальи Папу Иоанна Павла II рисовали не раз. Однако именно портрет кисти Царьковой получил статус официального. Картина висит в Ватикане, а напечатанные копии миллионами расходятся по миру. Когда Иоанн Павел II отошёл к Богу и на папский престол взошёл нынешний понтифик - Бенедикт XVI, у папской канцелярии не было сомнений, кому доверить его официальный портрет.
- Ватикан не смущает, что вы православная?
- Нет, мы же христиане. Себя я воспринимаю как посла доброй воли православия на католической земле.
Недавно в Ватикане прошла выставка портретов римских пап за последние пять веков. Были представлены полотна Рафаэля, Караваджо… и Натальи Царьковой. Наталья поставила рекорд в мировой истории живописи - она единственный художник, который написал сразу трёх римских пап - Иоанна Павла II, нынешнего Бенедикта ХVI и Иоанна Павла I (взошёл на престол в 1978 г. и умер спустя 33 дня. - Авт.). Портрет последнего Наталье пришлось писать по фотографиям.
- Не устали работать с аристократами и римскими папами?
- А я не только с ними работаю. Когда писала картину «Тайная вечеря», то ходила по улице и искала нужные лица. Или, когда рисовала Богородицу с младенцем, столько детей пересмотрела, даже ездила в другие страны. Или вот портрет начальника швейцарской гвардии. Он захотел позировать в старинных доспехах, которые весили 35 кг. Каждый раз два ассистента целый час эту амуницию на него надевали.
- А что с личной жизнью?
- На предложения руки и сердца отвечаю отказом. Считаю, моё предназначение в работе. Если Бог дал талант, надо отдавать его людям до последней капли.
Смотрите также:
- Михаил Задорнов: «Получение пенсионного удостоверения отмечу банкетом на 10 тыс. долларов» →
- Группа «Корни» против войны в Южной Осетии →
- Судьбе вопреки →