За что русские цари любили заморскую живопись

   
   

Пётр I с одинаковым азартом покупал полотна старых голландских мастеров - Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, редкие книги для Академии наук, экзотические деревья для Путевого дворца и заспиртованных уродов для Кунсткамеры. У Екатерины II cо вкусом было получше. При ней в основанном ею же Эрмитаже появились картины Ф. Хальса, Тициана, Рафаэля, Джорджоне, Буше, Пуссена, библиотеки Вольтера и Дидро. А вот её сын Павел I запретил ввоз из-за границы любой печатной продукции вплоть до нот. Правда, при нём с Мальты в Гатчину был перевезён ряд христианских  реликвий, в том числе фрагмент древа Креста Господня и часть десницы Иоанна Крестителя. Император Александр I прославился не столько тем, что он добыл для России, сколько тем, чего не добыл. После взятия Парижа в 1814 г. он повелел оставить во Франции сокровища Лувра, вывезенные Наполеоном из покорённых стран. Александр II облагодетельствовал Эрмитаж «Мадонной с младенцем» Рафаэля. 

Большие деньги тратил на приобретение предметов зарубежного искусства и Александр III, имевший даже собственный музей. Впрочем, император до конца жизни так и не смог определиться, что же он любит больше: батальную живопись, прикладное искусство или восточную экзотику. Его наибольший вклад в российское культурное наследие - привезённые из Европы картины Жерома, Мельби и Кнауса. А последний русский император Николай II сделал Эрмитажу поистине царский подарок - в 1914 г. купил «Мадонну Бенуа» кисти Леонардо да Винчи. К сожалению, последующие большевистские правители России лишь разбазаривали коллекции, нажитые их предшественниками.

Смотрите также: