Конфликт в стане театральных актёров разгорелся после недавней смерти Маргариты Александровны Эскиной, успешно возглавлявшей это творческое объединение более 20 лет. Занять освободившееся кресло директора Дома актёра - значит получить в управление немалые площади в самом центре Москвы - на Арбате. Передел власти хотели было провести быстро и по-тихому уже на девятый день после смерти Эскиной. Не получилось - поднялась шумиха. В итоге решили определиться с новым директором после того, как пройдёт 40 дней с момента ухода Маргариты Александровны. Выборы назначены на 2 апреля. Судя по всему, борьба за пост развернётся жёсткая. Не исключено, что выборы растянутся не на один день. Накануне решающей «битвы» «АиФ» попытался разобраться в том, что же происходило последние полтора месяца «под ковром» актёрского сообщества.
Директор? Не верю!
На первый взгляд повода для скандала и оголтелой борьбы за директорское кресло возникнуть было не должно. Незадолго до своей смерти, отправляясь на лечение в Европу, Маргарита Александровна подписала приказ, в котором было чётко прописано: на время её отсутствия, а также в случае, если она по каким-либо причинам не сможет исполнять свои должностные обязанности, и. о. директора Дома актёра назначается Владимир Этуш - давний друг семьи Эскиной. Этуша уже оставляли за главного в декабре 2007-го. Тогда в течение нескольких месяцев Владимир Абрамович вместе с коллегами отчаянно защищал Дом актёра, а точнее, занимаемое им здание на Арбате, от посягательств федеральных чиновников. Ту битву Этуш выиграл, причём исключительно на общественных началах (от директорской зарплаты в 45 тыс. руб. актёр отказался). В тот момент все были довольны. В нынешних же условиях фигура Этуша, судя по всему, многим оказалась неудобной.
- Документы, по которым я назначен и. о. директора, администрация нашего актёрского союза сочла вдруг недействительными, - поделился с «АиФ» Владимир Этуш. - Более того, под сомнение поставили их подлинность! Почему, на основании чего, ради чего?! - я этого так и не понял. Спустя некоторое время правление переиграло ситуацию. Мне стали названивать с просьбами принять на себя полномочия и. о. директора. Но, учитывая всю сумбурность ситуации, у меня на это был только один ответ: «Пока не увижу, что в совете сложилось единое мнение, я и пальцем о палец не ударю».
Несмотря на авторитет и все заслуги Этуша перед Домом актёра, его шансы стать директором Дома не так уж высоки. Как удалось узнать «АиФ» из собственных источников, члены ЦДА разделились на несколько условных групп, каждая из которых намерена протолкнуть своего кандидата. Например, шанс воглавить актёрский союз есть у Александры Эскиной - дочери Маргариты Александровны. Не афишируя, её продвигает ряд весьма уважаемых культурных деятелей. У Александры - своя фармакологическая фирма. И её опыт бизнес-леди сторонники Эскиной-младшей выдвигают как основной аргумент. Мол, если человек умеет бизнес вести, значит, и Домом актёра управлять сможет. А мы ей в случае чего советом поможем.
Дорогу молодым!
Немало вопросов у профессионалов вызывает и другая кандидатура, имеющая тем не менее весьма серьёзную поддержку, - актриса театра «Ленком» Мария Миронова (дочь актёров Екатерины Градовой и Андрея Миронова). Её горячо поддерживает, например, Леонид Ярмольник.
- На мой взгляд, Маша действительно хочет посвятить Дому актёра значительную часть жизни, - считает Ярмольник. - Она очень серьёзно настроена, и потому её кандидатура мне нравится больше, чем кандидатуры более взрослых и авторитетных товарищей. Общаясь с Машей, я вижу, что для неё пост директора - это не легкомыслие и не просто желание власти, как выражается Этуш. Да и какая там власть?! Там одни заботы! Хочется, чтобы ЦДА возглавил человек, полный энергии, здоровья, любви к своему делу. Чтобы он пришёл не на три-четыре года, а надолго. И если Владимир Абрамович считает, что нужно назначать человека, которому 65-70 лет, то, по-моему, гораздо больше жизни в Доме актёра будет, если у его руля окажется директор лет 35-40.
В чём-то Ярмольник прав - власть, которую имеет директор Дома актёра, весьма эфемерна. А вот финансовая выгода имеется. Когда-то Дом актёра полностью находился на обеспечении Всероссийского театрального общества. После того, как ЦДА выделили здание на Арбате, обеспечение сняли, разрешив сдавать в аренду занимаемые площади. Возможно, не будь у Дома актёра этого ресурса, драматической борьбы за кресло директора не было бы и в помине.
Наблюдая за всей этой историей, хочется задать вполне логичный обывательский вопрос: а зачем он вообще нужен, этот Дом актёра? Ведь в столице есть Центр Мейерхольда, на площадках которого могут выступать театральные труппы, антрепризы и т. п., есть Театральный центр на Страстном, Центральный дом работников искусств, да и масса других мест, где творческая интеллигенция может собираться вместе, проводить вечера, устраивать капустники и т. д. Владимир Этуш в ответ на это реагирует очень нервно: «О чем вы говорите?! Не надо раздражать меня такими вопросами! Дом актёра - это единственное место, которое целиком служит идеям актёрской профессии. Здесь кипит жизнь. И это действительно наш ДОМ!»
Смотрите также:
- Николай Цискаридзе: У нас выжили артистов, способных сменить старую гвардию →
- Владимир Этуш: «Из-за квартиры целый месяц звонил в приёмную Фурцевой». →
- Елена Драпеко: «Надо уметь и шелка носить, и глину месить» →