Парковочная революция. В Казани муниципальные парковки дороже, чем в Москве

Фото: Алия Шарафутдинова / АиФ

Казань, которую часто называют третьей столицей России, переняла опыт Москвы и вводит платные парковки. Цены тут будут вполне столичные — 50 рублей в час, примерно как в Москве. Вот только зарплаты местных жителей от московских сильно отличаются: 27–29 тысяч в месяц против московских 59 тысяч. Нововведение вызвало социальный взрыв — с начала февраля это тема номер один в обсуждениях жителей города.

   
   

Платные муниципальные парковки в центре Казани заработали с 9 февраля. До апреля они будут действовать в тестовом режиме, а затем за неоплаченные машино-места горожанам начнут приходить штрафы в размере 2 тыс. 500 рублей.

Схема расположения муниципальных парковок. Скриншот с сайта parkingkzn.ru. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Платить «по совести» никто не спешит

Муниципальные парковки в тестовом режиме работают уже 25 дней. С 9 февраля казанцам нужно платить 50 рублей за час парковки вдоль центральных улиц города, и цены, несмотря на кризис, снижаться не будут.

Но раскошеливаться большинство казанцев за автоместо не спешат — штрафовать за нарушение правил парковки начнут только с апреля. По информации мэрии Казани, с 9 по 19 февраля доход от предоставления парковок водителям составил 27 тыс. рублей. Получается, из 1250 организованных мест каждую неделю оплачивается лишь 54.

Тестовый режим работы парковочной системы в Казани будет действовать до начала апреля, а затем жителей столицы Татарстана начнут штрафовать за неоплаченные места. Однако автомобили инвалидов и спецмашины будут находиться на этих парковках бесплатно.

«Пока без штрафов, — улыбается Альберт Гилязутдинов, оставивший сегодня по обыкновению машину на улице Япеева, прямо под знаком «Казанский паркинг». — Я паркуюсь на 7–8 часов. Пока ни разу не платил. В теории знаю, как оплачивать, а на практике ещё не пользовался».

Альберт Гилязутдинов не стал оплачивать парковку. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Определить платную муниципальную стоянку можно по знакам и соответствующим табличкам с инструкциями. Есть три способа её оплаты: с помощью банковской карты через терминал оплаты, с помощью SMS или через специальное приложение (оно доступно для Android, iOS и Windows Phone).

   
   

Как объяснили корреспонденту АиФ.ru в мэрии города, пока самым популярным способом оплаты является SMS. Через них казанцы перевели за 10 дней 18 тысяч рублей.

Всю информацию о парковке можно прочитать на месте. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Минимальное время парковки — один час. Время пребывания можно увеличить, плюсуя по 15 минут к базовому времени (первые 15 минут парковки бесплатные). Если оплачен, допустим, час стоянки, а задерживаться приходится на более долгий срок, нужно или выйти на улицу и оплатить дополнительное время через терминал, или оплатить дополнительное время с помощью приложения или SMS.

К 2017 году Казань ждёт транспортный коллапс

Разработчики комплексной схемы организации дорожного движения столицы республики прогнозируют, если не вмешаться, транспортный коллапс. Через 2–3 года загруженность дорог будет 70–75 процентов. Казань будет постоянно «стоять».

В 2014 году Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры проводил обследование дорожных потоков, парковочного пространства Казани. Специалисты пришли к мнению, что по уровню автомобилизации столица Татарстана приближается к таким городам, как Москва и Санкт-Петербург. Так, через 5 лет на тысячу жителей будет приходиться 350, а через 15 лет — почти 400 автомобилей.

«В начале двухтысячных годов в центре Казани трудилось порядка 40 тысяч человек, — рассказывает Александр Дембич, заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населённых мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). — Вахитовский район (центральный район Казани — прим. автора) выбирают за притягательность и статусность. Сейчас здесь, по разным данным, сосредоточено от 145 до 180 тысяч рабочих мест. Сердцевина столицы республики также подвержена наплыву людей из обширного агломерационного пояса города. Тут учатся порядка 100 тысяч студентов. Поэтому дневное население центра нарастает до 300 тысяч человек. Получается, что четверть населения города проводит время на пятачке площадью около 15–20 километров. Это из всей 600-километровой площади Казани! И большинство приезжает на личном транспорте!»

Александр Дембич — заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населённых мест Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Для решения проблемы на всей территории Казани необходимо создание нескольких деловых центров. Полицентричность рассредоточивает поток людей и машин, снижая нагрузку на центр города.

По мнению профессора, одной из будущих точек деловой активности может стать район грузового речного порта в Казани.

«Вахитовский же район — это историческая часть города. И её должны заполнять туристы, гостиницы, сувенирные лавки и бутики, — делится Александр Дембич. — В большинстве городов мира в центре запрещена даже краткосрочная остановка».

Эксперты считают, что введение платных муниципальных парковок поможет вывести рабочие места в периферию и снизить количество заторов в центре Казани.

В Казани появилось 27 муниципальных парковок. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Платить за парковку или эвакуатор?

«Машину оставлять негде, — говорит 27-летний промоутер Хасан Егамберзиев, стоя в очереди на стоянке эвакуированных машин. — Чтобы успеть выполнить все дела, мне достаточно 2–3 часов. За время моего отсутствия автомобиль часто забирают эвакуаторы. Чтобы его вернуть, каждый раз приходится выкладывать не менее 2 тысяч рублей. А у меня трое детей».

За 2014 год за нарушение правил парковки только в Казани эвакуировали более 45 тыс. автомобилей. Составили 61 тысячу административных протоколов.

Это несмотря на то, что город уже пытался решить задачу: перед Универсиадой в столице Татарстана инвесторами было построено и открыто 11 многоуровневых парковок с более чем 6 тысячами общих мест.

Но большинство «обитателей центра» паркуются на ведомственных стоянках, коммерческих паркингах и во дворах, а вот владельцы примерно 2,5 тысячи машин оставляют своих железных коней где попало — на них и рассчитаны первые 1250 мест на 27-ми муниципальных парковках.

Машину Хасана Егамберзиева постоянно забирают эвакуаторы. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Дороже, чем в Москве

Платные муниципальные парковки сегодня созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи.

Читайте: Правила парковки в Москве

На примере Москвы можно наблюдать положительные результаты. Увеличилась скорость движения на 12%. Сократились нарушения правил парковки — на 60%. Уменьшилось количество личного транспорта, так как появилась мотивация пользоваться общественным транспортом. Фиксация нарушений осуществляется с помощью фото-, видеосъёмки, приборов, работающих в автоматическом режиме. Административные наказания назначаются без составления протокола.

Сейчас стоимость часа парковки на территории Москвы разная. К примеру, в пределах Бульварного кольца нужно выложить 80 рублей, а вот от Садового до Третьего транспортного — всего 40 рублей.

Цены на муниципальные парковки в Казани — 50 рублей/час. Это при том, что среднедушевые доходы населения в два раза меньше, чем в столице России. Многие татарстанцы не готовы платить такие деньги. Ведь одно дело, если автомобилист приехал в центр на час – два, другое — на целый день на работу. Удар по кошельку ощутимый, особенно в кризис.

«У нас нет задачи сделать комфортную цену, мы хотим организовать беспрепятственное дорожное движение, — объясняет решение властей Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту Казани. — Цена должна быть «кусачей», чтобы автомобилист задумался, что для него лучше: платить за определённое количество часов парковки, пересесть на общественный транспорт или оставлять машину в многоуровневом паркинге».

Знак муниципальной парковки. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Парковочная революция

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, считает, что казанцы сейчас становятся свидетелями самой настоящей парковочной революции, которая постепенно охватывает всю Россию.

«Регулирование парковочного режима началось ещё в VI–VII веках до нашей эры. В законах царя Ассирии Синахериба было прописано, что тот, чья колесница затруднит проезд по царской дороге, будет предан смертной казни. В те времена царскими дорогами назывались центральные дороги. Сегодня в России происходит парковочная революция, в Америке она произошла в 30-х годах, в Европе — в начале 60-х. Первый паркомат появился в 1934 году, и то, что сейчас делают власти Казани, героическая администрация Чикаго или Детройта начинала делать 81 год назад», — рассказывает Михаил Блинкин.

По словам учёного, сейчас в Казани ситуация с транспортом складывается критическая — в таких условиях решения транспортных проблем за счёт дорожного строительства не существует.

Муниципальные парковки в тестовом режиме работают с 9 февраля. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

«Рецепт прост — в городе должен быть качественный общественный транспорт с приоритетным правом движения. Городской транспорт конкурентоспособен в том случае, если он проезжает быстрее автомобиля», — говорит Михаил Блинкин.

Но общественный транспорт Казани к росту пассажирского потока пока не готов. Поэтому параллельно с развитием сети муниципальных стоянок это станет приоритетной задачей для города в ближайшее время.

Что касается стоимости парковки, то ни один город мира, по мнению Михаила Блинкина, не может себе позволить такую роскошь, как парковку на целый день.

Смотрите также: