Дорогие дороги России: миф или реальность

С транспортными магистралями в России много проблем. Они касаются и их качества, и их количества. В обществе бытует мнение, что одной из причин бедственного положения является высокая стоимость строительства.

   
   

Сколько стоят дороги сказать сложно. Мы попробовали оттолкнуться от стоимости контрактов, выставленных в соответствии сФЗ № 94 «О Госзакупках» на специализированом сайте, в марте – апреле этого года. Разброс цен получается довольно большой.

Один из самых дешёвых километров – 13 768 570 рублей – это дорога в городе Холмске Сахалинской области, соединяющая ул. Победы и ул. Адм. Макарова. Причем в стоимость контракта входит разработка проектной строительной документации, которая обычно сама по себе стоит несколько миллионов.

Две очень близкие цифры получаются при расчете контрактов на строительство обхода Фатеж на участке км 475 – км 484 автомобильной дороги М-2 «Крым» и при строительстве и реконструкции участков км 173 – км 197 автомобильной дороги А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала: 273 102 341 и 249 977 451 рублей соответственно.

Реконструкция 17 км на трассе А-229 (участок Заозерье – Курган в Калининградской области) будет стоить 334 159 050 рубля за километр. Причём в эту стоимость включены затраты на археологические раскопки и на страхование строительных рисков.

Одно из самых дорогих направлений в отношении строительства дорог последнего времени – Приморье. Каждый километр дороги от Владивостока до Находки с учётом разработки рабочей документации будет стоить 405 202 017 рублей.

   
   

Ну и самый дорогой контракт – строительство дороги Солнцево-Бутово-Видное в Новой Москве общей стоимостью 1 154 330 595,00 руб. Каждый из 20 километров потребует 577 716 530 рублей.

Как видно из приведённых цифр стоимость одного километра может разниться на порядки. Она зависит не только от непосредственных вложений в укладку полотна и другие требуемые технологическим циклом работы, но и от подготовки и переноса коммуникаций. Приличную долю в общей стоимости составляет выкуп земли под будущую дорогу. Часто цены на участки сильно завышены, благодаря расторопности имеющим доступ к информации лиц.

Посчитать «чистую» стоимость одного километра достаточно сложно. В прессе приводятся разные цифры. Так «Ведомости»сообщают, что по данным Министерства транспорта 1 км трассы в среднем обходится в 41 млн рублей. Именно такую цифру приводит Московский автодорожный институт, проводивший расследования. При этом не учитываются качество полотна, ширина полосы, и вычитается НДС. Кроме того в расчёт не берутся расходы на выкуп земель и перенос коммуникаций. Собственно, по такой схеме считают стоимость дорог за рубежом.

Издание «Слон» провело собственное расследование о стоимости строительства дорог различной квалификации и различного назначения. По информации, собранной из разных источников получается, что километр сельской дороги стоит 14-28 млн рублей, километр двухполосной дороги – 16 млн, две полосы региональной трассы – 30 млн. РосдорНИИ утверждает, что многополосные дороги в России в среднем дешевле, чем в Германии, Норвегии и США и стоят 58 млн километр. Прокладка федеральной трассы может варьироваться от 100 млн до 4 млрд. Максимальные значения получаются, когда всё сооружение возводится с «нуля».

Ну а что же в других странах? В одном из интервью генеральный директор российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин приводит такие данные: в Германии средняя стоимость километра одной полосы в пересчёте составляет 122 миллиона рублей, во Франции – 100 миллионов рублей, Канада – 80, США – 72. Судя по тому что для России он приводит цифру в 41 млн, эксперт опирается на данные исследования, заказанного Митрансом. По ним же дешевле, чем в России, дороги стоят в Финляндии (40 млн рублей) и в Китае (35 млн рублей). Низкая стоимость китайских дорог объясняется дешёвой рабочей силой.

В итоге получается, что дороговизна российских дорог по сравнению с европейскими и американскими – миф? Вроде бы да. Но у нас проявляется человеческий фактор. Возможность «заработать» на строительстве транспортных магистралях есть практически у каждого руководителя того или иного уровня.

По крупному наживаются чиновники на землеотводах. Самая простая схема такова: зная планы государства о будущем возведении магистрали, они через подставных лиц покупают земли, по которым будет проходить дорога за бесценок. А при начале работ продают её на несколько порядков дороже. Понятно, что «своё» урывают строители, что-то не доложили, где-то сузили и т.п. Но с этим начинают бороться.

На сайте прокуратуры то и дело появляются новости о возбуждении уголовных дел, связанных с хищениями при строительстве или ремонте дорог. Например, Приозерская городская прокуратура Ленинградской области провела проверку исполнения контракта на капитальный ремонт 11-километрового участка автомобильной дороги «Саперное-Мельниково-Кузнечное». Сумма похищенных бюджетных средств составляет по предварительным оценкам более 1 млн рублей. Или: 10 апреля 2013 Прокуратура Волгоградской области направила в суд уголовное дело о завышении расходов на ремонт дорог на сумму свыше 64 млн рублей. Не отстает и федеральная антимонопольная служба. Так, Алтайское УФАС доказало сговор на аукционах по ремонту дорог, вследчтвие чего все участники отстранены от выполнения работ.