На узких двухполосных трассах ползет нескончаемый поток фур, между которыми снуют легковые автомобили, а по обочинам валяются исковерканные кузова разбитых машин, не успевших завершить обгон. Такая картина знакома для водителей, часто путешествующих за пределы «сотого километра», где заканчиваются четырехполосные автострады класса «А» и начинаются обычные шоссе без асфальтированных обочин, построенные еще при Брежневе. Одними из самых загруженных оказываются подмосковные «бетонки», то есть две кольцевые трассы вокруг столицы, на которые переместился транзитный грузовой транспорт, ранее курсировавший по МКАД. Если не обгонять бесконечные вереницы фур, то скорость передвижения легковушек падает до 60-80 км/ч. Естественно, это не нравится многим водителям, и они предпринимают опасные тройные и четвертные обгоны.
Такие маневры очень опасны, однако в правилах не прописано точное количество грузовиков, которые можно обгонять за один раз. И пускаясь на опережение, водители рискуют попасть в ловушку, выстроенную юридическими пробелами в ПДД.
Обгон на недопустимых участках
Пункт 11.1 Правил дорожного движения требует от водителя, чтобы он «прежде чем начать обгон, убедился в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Кроме того, в пункте 1.4 ПДД сказано, что обгон запрещен «на пешеходных переходах, в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».
Загородные трассы достаточно холмисты. Там мало хорошо просматриваемых участков, где умещается несколько длинных грузовиков. Поэтому начинать обгон сразу нескольких машин и грузовиков, не видя участка трассы, где планируется завершение маневра, недопустимо. Такое поведение расценивается как серьезное нарушение.
Статья 12.15. КоАП РФ гласит, что выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Кроме того, обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Поэтому выбрать участок для обгона сразу нескольких грузовиков проблематично. Там обязательно окажется или пешеходный переход или небольшой мост через ручей, где притаился наряд ГИБДД. Проще совершать обгоны один за одним, с кратковременными заездами на свою полосу.
Обгон колонны
Существуют случаи, когда обгон грузового транспорта фактически запрещен всегда. Это происходит при встрече с попутной колонной военной техники. Встраиваться в нее нельзя, совершать обгон целиком на всем протяжении колонны не позволяет местность. Участки с прерывистой линией разметки оканчиваются слишком рано и совершающему обгон автомобилю приходится заканчивать маневр через сплошную линию. Впереди колонны всегда идет машина сопровождения ГИБДД, которая в автоматическом режиме может фиксировать такие нарушения.
Обгон пробки
В соответствие с пунктом 1.2 ПДД обгон запрещен, если «по завершении маневра водитель не сможет вернуться на ранее занимаемую полосу, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству».
Тем самым водители должны выбирать такие места, чтобы в них не было большой скученности транспорта и между машинами оставалась дистанция для безопасного возвращения на свою сторону дороги. Если автомобили идут гуськом за тихоходом и дистанция между ними значительно сокращается, то обгонять такую вереницу транспорта тоже нельзя.
К примеру, когда транспорт в замедляющемся потоке движется со скоростью 40-50 км/ч, то дистанция между машинами составляет примерно 10 метров, а это примерно два корпуса легковой машины. При обгоне водителю необходимо так выбирать скоростной режим, чтобы суметь вклиниться в это сокращающееся расстояние между машинами. А это бывает трудно без резкого торможения. Другим машинам тоже придется резко тормозить, чтобы пропустить лихача. По потоку идет волна торможения, в результате его в колонне есть риск возникновения ДТП.
В общем, перед совершением обгона вереницы фур нужно уметь предвидеть, удастся ли быстро вернуться на свою полосу. Если есть сомнения, то от маневра лучше отказаться.
Если собирается пробка, то расстояния между машинами в заторе сокращается настолько, что вклиниться между ними невозможно. Медленно ползущий транспорт не может пропустить обгоняющие машины. Выезжать на «встречку» и лететь вперед для объезда затора тоже нельзя даже по хорошо просматриваемой свободной встречной полосе с прерывистой разметкой.
В общем, осуществлять обгон нужно, руководствуясь не только перечисленными пунктами ПДД, но и здравым смыслом.
Смотрите также:
- Можно ли обгонять под знаком 3.20, если дорога широка, а разметка исчезла? →
- Можно ли обгонять фуры, если они прижимаются к обочине и уступают дорогу? →
- В каких случаях разрешено ездить и обгонять по обочине? →