Его столица Урумчи считается самым отдалённым от моря городом в мире. Но это не мешает здесь селиться более чем 3 миллионам жителей. В девятнадцатом веке провинцию называли Восточным Туркестаном, и это не случайно. Расположена она на северных склонах тянь-шаньских гор, где издавна селились тюркские народы. На эти горы и были нацелены самые знаменитые экспедиции Русского географического общества под руководством Семёнова-Тян-Шанского. В честь вице-председателя русского географического общества была названа и наша журналистская машина — пикап Volkswagen Amarok.
Уйгуры и Китай
Путешествие через всю Среднюю Азию было приурочено к 160-летию начала знаменитых исследований в 1856-57 годах. Как и тогда, Тянь-Шань, в особенности его китайская часть, остаётся для нас таинственной землей. Правда, в отличие от Семёнова-Тян-Шанского мы поехали на автомобилях, а не на лошадях. Экипажи сменяли друг друга на шести этапах, и наш пятый участок пути пролегал по Китаю через провинцию Синьцзян в Монголию.
Когда видишь столицу китайской провинции с самолёта, то захватывает дух. Высокие здания в Урумчи формируют обширные районы. Здесь проживает три миллиона человек. Однако вблизи это нагромождение построек угнетает. Гигантские параллелепипеды натыканы впритык друг к другу, отчего на улицах и первых этажах слишком мало солнца.
Провинция Синьцзян или, как её называли в XIX веке, Восточный Туркестан имеет сложную историю и не всегда находилась под властью Китая. Живут здесь преимущественно уйгуры: народ тюркского происхождения. После революции здесь даже какое-то время заправляли бывшие белогвардейцы. Как ни странно, они развивали связи с СССР. Но после демарша Гоминьдана в сторону воюющей Германии, в провинции вспыхнул мятеж и была образована Восточно-Туркестанская республика, которая потом влилась в революционный Китай.
Кстати, местные уйгуры бунтуют до сих пор. Последний погром случился в 2009 году, когда в провинции было введено чрезвычайное положение. При подавлении применялось автоматические оружие и велись уличные бои. Следы этой истории заметны и поныне.
В нашей гостинице на входе стояла рамка и рентгеновский аппарат для просвечивания сумок. У охраны в арсенале противопульные зелёные щиты и военные каски. Оружие всегда при полиции. Власти борются с террористической угрозой дольно жёсткими методами.
Заправочные станции и вовсе похожи на военные блокпосты. При въезде бетонные дзоты, шлагбаумы и колючая проволока. Водителей пропускают по паспортам, а пассажиры должны выйти и ждать за забором. На АЗС им хода нет. Заправки считаются стратегическими объектами. Их повреждение способно нарушить жизнедеятельность большого города, и рост протестных настроений тогда неминуем. В общем, в Урумчи не соскучишься.
По направлению к монгольской границе идёт отличная автострада. Мы съехали с неё, чтобы увидеть китайский Алтай. Зрелище неописуемое. Голубые горы возвышаются над жёлтой степью.
Китай много вкладывает в развитие дорожной инфраструктуры. Дороги великолепные даже в глубинке. По пути нашего следования рабочие устанавливали забавные столбы с красными стрелками, обращёнными вниз к земле. Так обозначается край дороги и начало обочины. Когда метут бураны, видимость падает до нуля. Снег застилает трассу и понять, куда ехать, невозможно. Стрелки служат ориентиром.
Граница на замке
Приграничный город Таксиден — это типичная китайская глубинка, далёкая от благ цивилизации и больших мегаполисов. Коров здесь режут прямо на пешеходных дорожках, а пищу готовят у дверей гостиницы. Звучит дико, но такая история приключилась с нашей группой. Корову как раз забили к приезду гостей и тут же варили суп, макароны, жарили шашлык. Тут же местные дельцы собрали реечную палатку с прилавком и развесили вырезку на продажу. Никого не беспокоило, что это центр большого населённого пункта у границы с Монголией.
Поселок отстраивается заново и оканчивается внезапно. Ровный проспект с бетонной трассой, газонами и пешеходными дорожками обрывается у голубой мечети и дальше в метрах пятидесяти начинается глухая степная природа с песком и носящимся на ветру перекати-полем.
Зато транспорт здесь ходит электрический. Вернее, мотоколяски и мопеды всех мастей. Заряжаются они от бытовой электросети и служат даже в морозы. Электромотороллеры используются для развоза товаров по местным магазинам.
Интернет ограниченный. Открываются только китайские сайты. Своя почта подвисает и не качает письма с почтовых серверов. Конечно, можно подключить VPN, но помогает не всегда.
Нахождение наше в китайском Туркестане было сопряжено с постоянными проверками документов на бесчисленных КПП между посёлками. Полиция зорко следила за передвижением экспедиции на пикапах Amarok, и только гид Али да международные связи РГО были в состоянии решить многие вопросы. Без сомнения, это был не случайный человек в органах. Китай — закрытая страна, которая далеко не всякого допускает к своим тайнам. Однако благодаря Русскому географическому обществу удалось открыть наглухо запертые двери к южным подножиям Тянь-Шаня.
Далее наш путь следовал в Монголию, на родину Чингисхана. Великий русский исследователь Николай Ядринцев в 1886 году предпринял первую экспедицию на Алтай и в Монголию и впоследствии открыл столицу Чингисхана — Каракорум.
Чтобы пройти китайско-монгольскую границу, необходимо потрудиться. Наш гид Али полдня договаривался о проезде группы в Монголию, а затем столько же мы оформляли документы. Световой день ушёл на оформление пикапов. Китайцы не могли оформить документы на транзитные пикапы и сверялись чуть ли не с Пекином, чтобы не наделать ошибок. Строгий офицер в форме обходил каждого и приказывал стоять в очереди на досмотр ровно в линию, затылок в затылок. Рядом копошились монголы с коробками товара, который они везли на продажу. Из ворот пограничного пункта мы выехали уже затемно.
Смотрите также:
- «На новой бы не доехал». Австралиец прибыл в Москву на машине 1913 года →
- Кругосветка русских байкеров: 8 месяцев, 100 000 км и 35 стран мира →
- Забытая столица Чингисхана. Путешествие в древний Каракорум →