(Предыдущий материал читайте в «AиФ» № 34)
Начать нужно, наверное, с главного. Если вы рискнёте проехать по этой самой олимпийской трассе на Сочи, то либо в Москве, либо сразу в ближнем «замкадье» обязательно приобретите рацию. Это не дешёвый пиар, это реальная необходимость. Стоит штучка, конечно, немало: 2,5 тыс. руб. - сама рация плюс ещё 1 тыс. руб. - антенна. Но без этого дорога может оказаться гораздо сложнее. Хотя, казалось бы, куда уж ещё…
Ездить РАЦИОнальнее
Инструкция проста: настройте рацию на 15-й канал - и вперёд, только следите за километражом. Если хриплый басок говорит из динамика: «Мужики, на таком-то километре работает машинка», - усильте внимание и сбросьте скорость. «Машинкой» на сленге дальнобоев называют ментовский радар либо видеофиксацию скорости - на обочине стоит неприметное авто, откуда вас снимают на камеру. Шутить с этим не рекомендуется. Милиция на трассе М4 серьёзная, особенно ростовская и краснодарская. По рации дальнобои могут ещё предупредить и о пробках, которые возникают либо из-за того, что кто-нибудь «сыграл в кювет через отбойник» - вылетел с трассы, либо просто так, как это обычно бывает в районе Ельца. Могут предложить ворованное дизельное топливо, обычно по демпинговым ценам. Например, в Краснодарском крае, где дизель стоил бессовестно дорого - 19 руб. 70 коп. за литр, один дальнобой толкал топливо по 13 руб. По-моему, достойная конкуренция нашим заправкам. Ну ещё по рации могут просто повеселить ударными матерными диалогами. В общем, польза от неё очевидна. Да и окупается она, если судить по аппетитам дэпээсников, примерно после четвёртого взмаха полосатой палочкой. За пересечение двойной сплошной, равно как и за превышение скорости на 60 и более км/ч, люди в форме берут, как правило, от 1 тыс. руб. Разумеется, без протокола - себе в карман синих портков.
Кстати, в Краснодарском крае особо внимательно следите за разметкой. Дороги там ремонтируют тотально, видимо, готовясь к Олимпиаде. А под шумок проворачивают классический фокус - старую разметку не затирают, притом что наносят новую. Мы разок так попались - согласно старой, ещё белой, разметке возможен был разворот, а новая, жёлтая, - двойная сплошная. Отбрехались только благодаря Audi A-6 Allroad quattro. Ну и не в последнюю очередь из-за логотипа нашего еженедельника: «Ну что, мужики, давайте нам свежий номер газеты - и разбежались. О-о, а у вас ещё и блокнотики фирменные? Нам по штучке на каждого, всего выходит четыре. И ручки тоже давай, ручки у вас красивые».
100 вёрст последнего пути
Насчёт качества дороги судить я, пожалуй, не могу, будучи абсолютным чайником. Но вот Вячеслав Лысаков может запросто. Этого правозащитника автомобилистов, а по совместительству члена экспертного совета при Комитете Госдумы РФ по транспорту мы совершенно случайно встретили чуть ли не за полночь в одном придорожном мотеле. В целом, сообразуясь с европейскими мерками, он оценил нашу трассу на троечку с плюсом по пятибалльной шкале. Однако Воронежская область здесь изобрела своё ноу-хау, что незамедлительно сказалось на качестве. Если в других местах дороги ремонтируют и содержат более-менее равномерно, то здесь есть некое ООО «Дорога», которое распилило трассу на кусочки и спокойно отдало субподрядчикам. А те к делу относятся по-разному: кто ремонтирует и ухаживает, кто плюёт. И выходит, что дорога похожа на кирпичную стену - вся в стыках - и покрытие, как лоскутное одеяло. Плюс ко всему прочему наши дорожники явно забили на ГОСТы и прочие СНиПы - теперь каждый мелкий начальник перекраивает трассу под себя, устанавливая развороты не так, как положено, а так, как им кажется удобнее. А удобнее, чтобы их не было вовсе, тогда начальству спокойнее - следить за ними не надо. Вот и получается, что иной раз по 30 км в обе стороны разворота нет. Если трасса пересекает чистое поле - ещё куда ни шло. Но разрезанные дорогами деревни - полный караул. Местные жители вынуждены на другой конец села ехать за… 50-60 км. И встречающиеся на трассе длинные похоронные процессии - не иллюзия и не чёрный юмор. Просто кладбище находится по ту сторону дороги, и последний путь оказывается слишком долгим. Так что будьте осторожны!
P. S. По результатам этой поездки на сайте www.aif.ru будет выложена подробная карта маршрута Москва - Сочи.
Благодарим компанию «Ауди Россия» за автомобиль, предоставленный для марафона АиФ по трассе Москва-Сочи (см. отчет о начале пробега+фото)
Редакция АиФ благодарит «Росбанк» за помощь в организации марафона «Москва-Сочи»
Смотрите также:
- Евгений Дитрих: Платные дороги появятся в Москве к 2013 году →
- «Аргументы и факты»: марафонский забег до Сочи →
- Отпуск в пробке. Почему стоит трасса «Дон»? →