Нарушали у нас всегда. Штрафовали - тоже. Отсюда и полугласная война между водителями и теми, кто по другую сторону… Власти давно пытались «равноудалить» сотрудников ГИБДД и тех, кто за рулём. И к 2 июля 2010 года, усилиями Бориса Грoмoвa, губернатора Московской области и регионального правительства, всё это «вылилось» в открытие областного Центра видеофиксации нарушений в подмосковном Звенигороде.
Именно сюда стекается информация, которую фиксируют 72 стационарные и 29 мобильных камер - точнее, комплексов фото- и видеофиксации нарушений. Стоят они на всех федеральных трассах, проходящих через область, запечатлевая в базе данных превышение скорости и неправильный переезд железнодорожных путей. Однако, как выяснилось во время визита журналистов «АиФ» в центр, эта техника способна сделать и другие интересные открытия…
Самая гуманная видеофиксация
Павел Галымов, заместитель начальника Центра видеофиксации ГИБДД ГУВД по Московской области, показывает зал обработки информации, где дежурные офицеры готовят «письма счастья» - так ласково называют автоматические постановления о штрафах. Без специальных навыков тут не обойтись, хотя компьютерная программа выполняет львиную долю работы. Никакого обмана и ручного фотошопа, даже если номера не всегда видны ясно. Но, к счастью, техника и база данных позволяют «очистить» номер от налипшей грязи - просто времени на обработку снимка уходит больше. А вот ночь вообще не влияет на «зрение» видеофиксаторов, поскольку у всех госномеров - светоотражающее покрытие, и они отлично читаются в темноте.
Когда номер виден чётко, данные о нём полностью совпадают с данными о машине, появляются данные о владельце и адрес. Если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, то в соответствии с кодексом выносится наименьшая санкция. Например, за нарушение по статье 12.9. части 4 Кодекса об административных правонарушениях (превышение установленной скорости более 60 км/ч) полагается штраф от 2 до 2,5 тысячи рублей. А система выписывает 2 тысячи… Но большая часть того, что видела лично я, - 300-рублёвые квитанции за превышения на 25 км/ч (то есть часть 2, превышение 20-40 км/ч).
Представители центра уверяют, что вмешаться в программную работу центра они не могут никак, а потому подделать квитанцию или фото попросту невозможно.
Гендоверенность со штрафом
Обработанные данные утверждают и распечатывают на двустороннем принтере. На квитанции - данные не только о машине и владельце, но о комплексе, который зафиксировал правонарушение, его место и время, номер постановления об административной ответственности и другие идентификаторы. Что делать, если водитель не согласен, тоже подробно описано в самой квитанции.
Готовые пачки документов «заряжают» в другой аппарат - «конвертатор». Он складывает бумагу и кладёт её в конверт с прозрачным окошком, в котором как раз располагается адрес нарушителя. Вот, собственно, и всё - «письмо счастья» готово отправиться к своему адресату. К слову, хранить квитанцию надо год.
Погрешность у комплекса - минимальная. Если раньше у ручных камер, которыми пользовались инспекторы, она составляла плюс-минус 5 км/ч, то здесь - плюс-минус 1 км/ч. Но ведь может ошибаться и техника, и инспектор, который обрабатывал документ. Так что обращений от граждан немало. Опротестовывать санкцию часто приходится лизинговым компаниям, во владении у которых находится машина, им и приходит квитанция. В подобных случаях постановление приходится отменять и вручную переоформлять на тех, кто действительно пользуется авто. В такие ситуации попадает и тот, кто по генеральной доверенности передал своё транспортное средство другому человеку. В сутки центру приходится «разбираться» с 10-15 водителями.
«Удачные снимки»
Но самая интересная комната в центре - это, конечно, зал видеомониторинга. Огромная стена экранов, на которую в режиме реального времени можно вывести картинку с любой из камер. Мелькают цифры - это определяется скорость автомобилей, идущих по всем полосам движения. Когда есть нарушение, программа «выхватывает» и фиксирует номер автомобиля, а фотография тут же уходит в центр на обработку. Когда компьютер прогоняет номер по базе данных (это происходит в считаные мгновения), о нарушителе можно узнать много интересного. За те 20 минут, что мы провели в зале, система обнаружила две машины, находящиеся в базе по угону. Правда, сотрудники говорят, что нам просто повезло - такие «удачные снимки» нечасты.
Зафиксировали угонщика - информация оказывается не только на видеостене центра, но и на мониторе ближайшего пикета ДПС. Обычно это сопровождается звуком, а номер проговаривается компьютером «вслух». Сотрудники пикета должны успеть отреагировать и либо задержать подозрительную машину, либо сообщить о ней коллегам.
На одном из экранов - карта Московской области, усеянная значками камер слежения.
Поскольку основная задача сотрудников всё же не наказать рублём, а предупредить нарушения, то камер всегда больше там, где выше аварийность.
Данные мониторов в собственных кабинетах может увидеть и руководство Управления ГИБДД по области, чтобы проверить какой-то участок работы. Скажем, жалуется кто-нибудь, что в МРЭО в Голицыно очереди, - достаточно нажать одну кнопку, чтобы увидеть, так это или не так.
На что способна «микроволновка»
Один из скользких моментов: правда ли, что, когда камеры фиксируют превышение скорости у машин высоких чиновников, камеру выключают, а данные о нарушении уничтожают? Сотрудники центра отвечают: неправда. Все камеры работают.
Другое дело, что кое-где установлены не настоящие комплексы слежения, а муляжи. Делают это с исключительно благими намерениями, чтобы водители снижали скорость на участках, где высока аварийность. Но не обольщайтесь, если вы решили, что распознали муляж. Никто не может гарантировать, что неподалёку на обочине не стоит передвижной комплекс слежения (его ласково называют «микроволновкой»), а рядом не дежурит бригада ДПС.
Ситуация может поменяться в любой день: дело в том, что комплексы выставляют там, где за предыдущий период была зафиксирована наибольшая аварийность. А пара-другая штрафов на тысячу рублей способна быстро привести водителя-лихача в чувство и сделать его куда более дисциплинированным участником движения.
Что же до машин «лихих» прокуроров и министров, то система не оценивает номер машины с точки зрения принадлежности к тому или иному министерству и ведомству. С другой стороны, спецтранспорт дипмиссии и прочих лиц, обладающих иммунитетом, Административный кодекс ещё не отменял.
То, что центр работает не напрасно, можно сказать уже сейчас. И речь не только о штрафах, наполняющих государственную казну. В прошлом году на участках, где были установлены следящие комплексы, аварийность удалось сократить на 25-85%! Единожды получив «письмо счастья» - автоматически вынесенное постановление, вы уже вряд ли захотите разгоняться на этом участке. Да и на других будете смотреть в оба.
Но главное, что необходимо нашим водителям, - это бороться с собственной психологией, уверены сотрудники центра.
Почему сегодня участники движения умеют ловко замечать в зелени передвижную камеру, но игнорируют дорожные знаки, ограничивающие скорость?
Почему чаще встретишь водителя, который обвиняет инспекторов в том, что они прятались в кустах, чтобы «подловить» его на превышении, а не того, кто сокрушается, что ехал по населённому пункту со скоростью 100 км/ч!
Когда же все те, кто выезжает на дорогу, поймут, что надо просто соблюдать правила - и тогда нам будет совершенно не важно, где стоят камеры фиксации.