Мне хочется рассказать про «стартапные дела», которые я наблюдаю в последнее время. Я бы умилялся с этого детского сада, но он вызывает у меня слишком много негативных эмоций.
С самими «стартапщиками» все понятно — их существенная часть наивна, неуклюжа и не видит дальше собственного носа. Это более-менее обычная история и на мой вкус проблема сегодня не в «стартапщиках», а в тех, кто называет себя Инвесторами. Что значит проблема? Проблема в том смысле, что само их существование приводит к потерям времени и несбыточным надеждам. Называя все это проблемой, я, конечно, утрирую, но слово красивое — ПРОБЛЕМА.
Так вот о проблемах. Проблема первая — переоценка ценности денег и инвестиций. Собственно, это источник всех последующих проблем.
«Инвесторы» (я ленюсь ставить кавычки, так что дальше они будут просто инвесторами, но надо помнить, что это с иронией) по какой-то странной причине адски ценят наличие у них денег. При этом какие-то совершенно смешные суммы вызывают у них феноменальную гордость за себя, что ведет к странным перекосам в процессе инвестирования. Например, они искренне верят, что факт наличия у них суммы денег делает оправданным и обоснованным получение контроля над инвестируемым проектом. Ребята, вы в большинстве случаев держите в руках деньги, за которые приличную квартиру в Москве купить невозможно. Побойтесь бога, в городе вшивый ресторан открыть дороже стоит, чем вы приносите в стартап. Откуда столько пафоса?
Вот, кстати, кино про Цукерберга им хорошую свинью подложило. Там отчетливо просматривается, что большой инвестор, приносящий несколько миллионов долларов в стартап, хочет долю всего
Проблема вторая — ложь об отношениях с командой стартапа.
Я часто слышу, что инвесторы готовы инвестировать в команду. Ребята, это сплошной обман. Когда вам говорят такое, это обычно означает, что инвестор предполагает вкладывать в ПРОЕКТ, но при этом хочет получить команду проекта в рабство даром. Потому что инвестировать в команду — это купить каждому члену команды по квартире, машине и обеспечить каждому в год
Проблема третья — переоценка инвестором собственных знаний о бизнесе и предмете инвестирования.
Первое что делает каждый инвестор — это мгновенно рвется управлять инвестируемым проектом. Вопрос, почему же он, имея на руках деньги и столь прекрасные знания, до сих пор ничего не сделал сам, его почему-то не притормаживает. Особенно смешно это смотрится на всяких конференциях, когда в президиум садятся
Знаете почему «Яндекс» самый успешный проект на рынке? Потому что Аркадий Волож с самого начала жестко держал в руках инвесторов, не давая им вмешиваться в управление компанией. В менеджменте «Яндекса» куча всяких странностей, неоптимальных путей и откровенного головотяпства, но он живой и отлично функционирующий проект именно потому, что его «стартапщики» (Волож, Сегалович и другие) делают его так, как считают ПРИЯТНЫМ для себя.
Проблема четвертая. Тоже основная. Отсутствие рынка.
Это единственное, что примиряет меня с тем, что творится вокруг стартапов. Вся эта движуха, я надеюсь, постепенно сформирует рынок, приближенный к бирже.
Западный инвестор может рискнуть деньгами, потому что понимает: почти любой проект, можно нормально надуть до состояния, когда он будет какое-то время жить на бирже как объект для чисто спекуляционной игры. Значит, будет куда слить пакет, где он постепенно растворится в среде мелких инвесторов. Даже если проект сдохнет, то всего несколько тысяч людей потеряют по паре долларов. Некритично. Это дает возможность зарабатывать на росте значимости проекта, а не на moneyflow.
Кстати да, ожидание moneyflow — тоже отличная проблема.
Ребята, инвесторы, зайки мои ненаглядные. Нет на мировом рынке большого количества интернет-компаний с сильно положительным операционным плюсом. Никто пока особо не знает про эту вашу монетизацию — отрасль молодая, не сложилась. Все зарабатывают на росте проектов на бирже, а центы внутреннего оборота считают в основном для информационной подпитки биржевых спекуляций. Вам рассказывают, что доходность вот прямо так важна? Ню-ню. Забудьте. Думайте лучше как обустраивать Большой Рынок. Потому что когда вы будете расти, типа как Facebook с 60 миллионов инвестиций до нескольких миллиардов капитализации, то операционный плюс в пару миллионов будет для вас просто сдачей, на которые вы будете покупать скрепки. А сейчас вы пытаетесь заставить неплохих в общем ребят обманывать вас, обещая какие-то обороты.
Я опять же имею кучу историй, когда инвестор, которого с его суммами в нормальной отрасли держали бы за клоуна, вел себя, как барин. Хочу дал в этом месяце денег, не хочу — не дал. Вы де плохо отчитались или мне тут кажется, что надо было как-то по другому себя вести.
Знаете какая основная проблема со «стартапщиками»? Они ребята мелкие и не приучены посылать людей, называющих себя инвесторами. А надо и почаще. Надо понимать, что на сегодня деньги — это очень и очень ненадежный актив. Стартап, конечно, тоже так себе по надежности, но при грамотном развороте он все-таки сделанная вещь. А деньги — пшик, ничего, они обесцениваются каждый день, они могут в любой момент раствориться вместе с банком любой величины, они могут стать источником больших проблем. Надо четко понимать, что эти прекрасные люди, которые хотят получить вас в рабство по цене гаража в центре, в масштабах большого бизнеса нищие неудачники, пытающиеся спасти и пристроить жалкие гроши, чтобы уж совсем не оказаться на паперти. И это относится к очень большой части толкущихся вокруг интернет-рынка.