Евгений Козловский - российский писатель, драматург, режиссер театра и телевидения. Один из самых известных компьютерных журналистов и блогеров.
Я недавно вернулся из отпуска: четыре недели провел в Крыму, который мне очень нравится во многих отношениях больше Турции и больше Египта. Зная и по печальному опыту, и по сведеньям на сайте «Билайна», я попытался законопатить на своем Android-коммуникаторе HTC Desire все щелочки для обмена данными (новости, биржа, курсы валют, погода, определение места пребывания, обновление программ…), оставив только чисто телефонную связь на случай, если будет какой-нибудь важный звонок. Для внутренней же связи и связи с Россией приобрел местную карточку life:-) (рожица - это не моя улыбка по поводу названия, а часть названия), фантастически недорогую. Когда мне звонили на Desire, я звонок отклонял и слал SMS с новым номером или же звонил сам по life:-), чтобы не тратить билайновские деньги даже на «эсэмэски». Все это, конечно, походило на преректальное удаление гланд, зато, как я надеялся, мне удастся сэкономить заметные деньги.
И впрямь: вместо сотен тысяч рублей (я не преувеличиваю, ниже дам пояснения) я потратил всего… две. Две тысячи рублей. Уезжая в Крым, я положил на билайновский счет три тысячи рублей, оказавшись по возвращении в Белгороде проверил, - осталась одна. Подумаешь, правда? А за что? Я получил в Крыму на билайновский номер десять-пятнадцать звонков, все из которых решительно отклонил, да послал с него же, ну, десяток SMS. Всё! Ничего больше! И - 2000 (две тысячи) рублей! За что? Почему? Думаю, что, если бы стал требовать с «Билайна» ответа, получил бы его со ссылками на какие-нибудь там правила, указанные мелким шрифтом на тринадцатой странице их договора. Помнится, в прошлом году мне даже говорили, что снимают со счета какую-то небольшую сумму ежедневно, даже если ни разговорв, ни SMS не происходило. Потому и не стал.
Сейчас про «сотни тысяч». Передача данных внутри страны у наших отечественных мобильных операторов, во всяком случае у Большой Тройки и примкнувшего к ним Скайлинка, стоит сравнительно с Европой (даже близкой к нам Молдавией и Украиной) неприлично дорого: не десяток-другой копеек, а от двух рублей (у Скайлинка) до пяти-восьмидесяти - у любимого «Билайна». Когда смотришь на вышеприведенный сайт по поводу расценок роуминговых (нет, не с Новой Зеландией - с Украиной!), видишь вместо пяти-восьмидесяти пятнадцать рублей. Вроде дороговато, но приемлемо. И соглашаешься, если вдруг пропускаешь (а пропустить - элементарно), что это не за мегабайт, а за 20 килобайтов. То есть за мегабайт получается аж 750 рублей: в 130 раз дороже и так самого дорогого билайновского GPRS-трафика.
Именно на это вот жульничество, на эту мошенническую подмену привычных мегабайтов килобайтами, в первую голову и обратил внимание мой коллега Сергей Голубицкий. Меня же интересует тут другое: почему наше государство позволяет «Билайну» такие невероятные роуминговые расценки?! Цивилизованные страны, где был повод, давно в этом смысле поприжали своих мобильных операторов, принудили их вести себя прилично. У нас же неприличие столь вопиюще, что уже и неприличием его называть как-то… неприлично.
Это, впрочем, не у одного «Билайна», иначе народ бы давно с него убежал к конкурентам, особенно, если бы удалось одолеть неодолимых лоббистов и пробить закон о сохранении номера. Да и так бы убежал, однако у конкурентов дело обстоит не лучше. Или, если чуть лучше здесь, то непременно еще хуже в другом месте.
Вот два примера про МТС, на котором исторически сидят моя жена и мой близкий друг.
Жена, оказавшись в Крыму, обнаружила полное отсутствие роуминга, что, конечно, выгодно, но, согласитесь, неудобно. А я отлично помню, как, покупая ей лет десять назад этот самый аккаунт, предъявлял паспорт и чуть ли не отпечатки пальцев, подключал международный роуминг. А у них за эти годы, оказывается, постоянно шли перемены. Сначала они стали подключать международный роуминг всем новым абонентам при покупке по умолчанию, потом, напротив, всем поголовно в нем отказали, требуя паспорта и личного присутствия, причем у тех, у кого роуминг изначально уже был подключен, он пропадал. Об этом никаких персональных оповещений произведено, разумеется, не было. Наверное, информация где-нибудь в глубинах их сайта и была, но почему же я должен ежедневно подробнейшим образом его просматривать: вдруг да промелькнет какая-нибудь ущемляющая меня информация?..
Другая история обиднее и кошмарнее. Мой друг, с мировым именем хирург-лапароскопист, поехал в Швейцарию на какой-то их хирургический съезд. На своем коммуникаторе, как и я, он законопатил вроде бы все щели, через которые могли бы течь данные. По возвращении домой, обескураженно обнаружил счет на сумму около ста пятидесяти тысяч рублей. При обращении в контору МТС он услышал, что с его аппарата в течение двух ночей, где-то между двумя и тремя часами (то есть в период, когда мой друг наверняка крепко спал), было передано несколько десятков мегабайтов трафика. Так что надо платить. Друг запросил подробности: куда эти мегабайты передавались, чтобы хоть что-то понять. Ему пообещали их выдать через… 60 дней! А платить требуют прямо сейчас. Причем и друг, и я практически уверены, что в этих подробностях нужной информации (скажем, про IP получателя трафика) не окажется.
Я, наверное, несмотря на закалку СССР и нынешней Россией, все-таки остался идеалистом. Мне показалось, что если на клиента фирмы (МТС) кто-то как-то наехал, кто-то воспользовался, ну и так далее, сама фирма должна грудью броситься на его защиту, выявить преступника (или попросить его выявить компетентные органы), ну и так далее… Как же! И на классический вопрос cui bono? (кому выгодно?) я поневоле сам себе отвечаю: МТС. То ли она сама потихоньку грабит клиентов, то ли предоставляет такую возможность сообщникам, то ли, как минимум, не собирается ничего предпринимать для раскрытия преступления.
Понятное дело, что в нашей стране, ровно как с бензином, продовольствием, да и почти со всем остальным ни о какой конкуренции речи идти не может. Что три-четыре мобильных оператора-гиганта, нося разные названия и имея разные счета, по сути давно стали одним гигантским спрутом. Понятно и то, что наши власти, которым от этого безусловно что-то перепадает, никогда не предпримут ничего решительного и реального, чтобы эти монополии разрушить.
И вот тут-то у меня и возникает вопрос, ради которого, я собственно, и стал писать этот текст. Ладно, с Россией дело понятное. Но вот Штаты, в которых, вроде бы, все государство заточено на борьбу за конкуренцию, которую там считают едва ли не главным условием экономического процветания. Ведь и Билайн (Вымпелком), и MTC успешно (вернее, с разным уровнем успешности) торгуют своими акциями на Нью-Йоркской товарной бирже. Почему американцы их туда допускают? Они что, не в курсе, как себя ведут эти операторы на родине? Как они нарушают антимонопольные законодательства? Тогда я готов им сообщить. Скажите только куда. Дайте жалобную книгу!
Или им все равно, что происходит за их границами?
Я, правда, не в курсе. Может, кто знающий объяснит?