По мнению некоторых, компания Google за последнее время немного побледнела. Акции пошли вниз, и если раньше все вроде бы плясали под гугловскую дудку, то теперь появился iPhone, который положил начало новой волне развития Интернета на платформе, которая дает немало очков вперед браузеру и поисковому окошечку Google. «Революция приложений», казалось, должна была пропеть отходную господству Google в интернет-рекламе.
Но то дела шестимесячной давности. Когда группа редакторов The Wall Street Journal сели за стол вместе с Эриком Шмидтом, генеральным директором Google, то оказалось, что он совсем не похож на человека, чья компания переживает кризис среднего возраста, не говоря уже о полном отсутствии признаков скорой смерти.
Начнем с того, что недавно Google объявила о преодолении рубежа в 200 тысяч смартфонов Android, которые активируются мобильными операторами ежедневно по поручению клиентов. Это двукратный рост всего за три месяца. С начала года телефоны на базе Android обошли по продажам iPhonе и теперь они имеют все шансы захватить существенную долю глобального рынка.
Правда, Apple продает свои телефоны с огромной маржой, в то время как Google отдает Android производителям телефонов бесплатно. Но не волнуйтесь, говорит Шмидт: «При наличии сформированной миллиардной аудитории есть много способов заработать деньги. Уж поверьте мне. Мы немало заработаем».
Сейчас Google обязан делиться с Apple доходами от рекламы, просмотренной пользователями iPhone. Android же позволяет Google сохранить 100% заработанного. «Одной лишь этой разницы более чем достаточно, чтобы создать финансовую базу для дальнейшего развития Android», - говорит Шмидт.
Вскоре появится еще и операционная система Chrome, которая станет для планшетов и нетбуков тем же, чем стала Android для смартфонов. Она позволит занять широченную рыночную нишу и вполне может низвергнуть таким образом Microsoft.
Но неужели все так просто? Стоимость акций Google упала почти на $150 с начала года. Финансовые эксперты стали недоумевать, почему компания не делится своими обширными доходами с акционерами. Журнал Fortune недавно назвал Google «денежной коровой» и порекомендовал уделять больше внимания процессу дойки, а не бежать вслед за очередным «проектом века».
Но если послушать Шмидта, выходит что реальная проблема отнюдь не та, о которой думает большинство инвесторов. Проблема заключается в том, что деятельность известная как «гугление» постепенно перестает быть средоточием нашей онлайновой жизни. Встает вопрос: что же будет потом?
«Мы пытаемся увидеть будущее Интернет-поиска», – говорит Шмидт. «Не в том смысле, что поиск перестанет существовать. Идея состоит в другом: все больше и больше поисковых запросов будет приходить от вашего имени так, что вам даже не придется набирать текст».
Шмидт имеет ввиду следующее: допустим, вы идете по улице. Google знает о том, кто вы, что вас заботит и интересует, кто ваши друзья. Google также знает, с точностью до метра, где вы находитесь. Если вам нужно молоко и где-нибудь поблизости есть молочный магазин, Google напомнит вам о необходимости купить молока. Или, к примеру, он скажет вам, что в магазине поблизости есть коллекция плакатов, посвященных скачкам, и что убийство, случившееся в девятнадцатом веке, о котором вы только что прочитали, произошло в соседнем квартале.
По словам Шмидта, традиционным устройствам уже наступает на пятки поколение мощных портативных устройств, которые будут настроены так, чтобы поражать вас сведениями, о которых вы даже не подозревали. «То, что делает газеты столь неотразимо увлекательными – то самое волшебное журналистское чутье на вкусы публики – теперь становится предметом точных расчетов. Мы можем тиражировать эту способность электронным путем», – говорит Шмидт.
Шмидт сторонник всего специализированного: «Сила индивидуального таргетинга такова, что людям вскоре будет крайне сложно увидеть или приобрести то, что в определенном смысле не было для них специально подготовлено».
Мысль о таком наводит страх, но для инвесторов и топ-менеджеров основной вопрос не в этом, а в том, кто именно будет распоряжаться этими возможностями. Google может представлять себя другом и помощником медийного бизнеса, но компания также четко нацелена на контроль за таргетированием информации. «Когда вы переходите от окна поиска, [к следующей фазе развития Google] вы в действительности хотите перейти от синтаксиса к семантике, от того, что вы набрали на клавиатуре к тому, что вы имели в виду. В этом я, собственно, и вижу роль искусственного интеллекта. Я думаю, в этом мы надолго сохраним мировое лидерство».
Однако то тут, то там компания сталкивается с постоянно растущими правовыми, политическими и административными барьерами. Обсуждение так называемого «сетевого нейтралитета», которое проводила Google, приняло неожиданный оборот, когда многие бывшие союзники по «защите общественных интересов» стали кричать «измена».
Самым возмутительным нарушением принципов «сетевого нейтралитета» со стороны Google и ее бывшего оппонента Verizon стало предложение вывести за рамки этих принципов беспроводные сети. «Вопрос о противопоставлении проводных и беспроводных сетей становится довольно неприятным», – прокомментировал Шмидт в интервью одному из новостных сайтов. «Но это забота Федеральной комиссии по связи, а не Google».
Если оставить в стороне тот факт, что это в чистом виде политическая уловка компании, она также сталкивается с растущим давлением антимонопольного законодательства, законов о защите частной жизни и патентными проверками. Организаторами и вдохновителями этого давления стала разрастающаяся фаланга несогласных с воротилами бизнеса. Новобранцами этой фаланги стали Ларри Эллисон и Oracle. «Есть немало людей, которые принципиально против всего, что ни делает Google, – безропотно признает Шмидт. - И первые, конечно же, из Microsoft».
Шмидт знаком с правилами игры: будучи директором по технологиям Sun Microsystems в 90-е годы, он являлся главным вдохновителем антимонопольного иска против Билла Гейтса и Ко. «Теперь, когда мы поменялись ролями, – говорит он. – Google сохранит свои позиции и победит, сделав то, чего не удалось сделать Microsoft. Мы сможем убедить всех, что деятельность компании направлена на благо потребителей и соответствует правилам честной конкуренции».
И это, похоже, верно. У Googlе есть возвышенное видение собственных мотивов в политически спорном вопросе о неприкосновенности частной жизни. Шмидт говорит, что регулирование не является необходимым, поскольку Google имеет мощнейшие стимулы уважать права пользователей. Ведь они запросто уйдут с гугловских сервисов, в ту самую минуту, как Google сделает с их частной информацией что-то неподобающее.
Правда, есть сомнения, что пользователь, имеющий, скажем, тысячу фотографий на Picasa сможет так просто уйти. Или пользователь, который 10 лет «сидел» на ящике Gmail. Однако Шмидт, безусловно, прав в том, что эти вопросы выходят далеко за рамки компетенции Google. «Я не думаю, что общество понимает, что происходит, когда все доступно, познаваемо и запечатляется любым желающим все время», – отмечает он. Он предсказывает, и видимо, серьезно, что каждый молодой человек в один прекрасный день получит право автоматически изменить свое имя по достижении совершеннолетия, чтобы отречься от «грехов молодости», хранящихся в социальных сетях.
Скептик может поинтересоваться, как вышло, что при всей славе Google компания еще может допускать осечки. Несмотря на небывалую технологическую самоуверенность Google, сервис YouTube, например, чуть не «опрокинул» компанию из-за лавинообразно растущего видеотрафика. Остается открытым и вопрос о том, как дальше заработать денеги. Google поймал «поисковую» волну и по всем признакам успешно подготовился к волне «мобильной». Что же касается прогнозов относительно следующих волн, то вы пока можете делать их сами. Не исключено, они окажутся не хуже, чем у самого Шмидта.
По материалам: The Wall Street Journal
Переводчик: Надежда Пахмутова