Примерное время чтения: 14 минут
125

Хоть в холле, хоть в поле. Велогонщики «Катюши» готовятся к новому сезону

Людмила Алексеева / АиФ

В испанской Калелье, небольшом курортном городке, каждое утро начинается с небольшой велогонки по окрестностям — велосипедисты российской «Катюши» отправляются на четырёхчасовую тренировку, а местные жители выглядывают с балконов, чтобы посмотреть на парад российских спортсменов. Многие приветственно машут руками. Говорят, зимой на курорте скучно, а здесь — большой спорт и немного зрелищ: хотя бы пока вся команда не исчезнет за линией горизонта. Испанцы следят с любопытством, но не навязываются, чтобы не мешать гостям. Ради «Катюши» здесь открыли даже закрытый на зиму отель.

Испанский городок Калелью пришлось разбудить ради большого спорта Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Российская велокоманда, участник Мирового Тура, собралась в Калелье перед очередным сезоном, который начнётся уже в январе. Доставлены новые велосипеды, расписана программа тренировок и планы каждого спортсмена. В 2014 году команду ждут три соревнования Гранд Тура, чемпионат мира и множество других гонок по всему миру. Цели серьёзные — генеральный менеджер «Катюши» Вячеслав Екимов обещает побороться за самые высокие места «Вуэльты» и «Джиро-д-Италия» и «зелёную майку» Тур-де-Франс — приз лучшему спринтеру.

За ланчем в общей столовой идут разговоры и обсуждение предстоящих тренировок, сразу на четырех языках: русском, английском, испанском и итальянском. При этом друг друга более-менее понимают. «Наш коллега по команде Рудигер Селиг даже начал понимать юмор на русском, при этом язык он вообще не знает, но когда мы пошутим, он совершенно искренне смеется», — рассказывает российский гонщик Вячеслав Кузнецов. В свободное время многие гонщики учат языки, хотя некоторые читают, например, «Преступление и наказание».

Мобильный спортзал

Обычное утро на сборах «Катюши» Фото: АиФ / Людмила Алексеева

В холле отеля, где летом принимают туристов, разместили тренировочную систему — TRX — спортивные снаряды соседствуют рядом с зоной отдыха, баром, книжными полками. Пока одни велогонщики отчаянно тренируются, другие сидят на креслах, смотрят, подшучивают, часто — про хруст костей своих «сокомандников». Новая тренировочная система для гонщиков непривычна, применяется впервые. Сложно, но эффективно и для растяжки, и для самых «скрытных», но нужных мышц. «В межсезонье велогонщики тренируются в гимнастических залах, но там, вы сами понимаете, какой высокий риск травм, — говорит генеральный менеджер команды Вячеслав Екимов. — А эта система фактически исключает травмирование, спортсмены работают с собственным весом». Ещё один плюс — её можно всюду возить с собой и размещать практически в любых условиях: хоть в холле, хоть в поле.

Тренировкой руководит новый в команде специалист — улыбчивая невысокая женщина Жезабель Оаниан. Она очень немногословна, но велогонщики быстро понимают инструкции. Несколько молодых спортсменов остаются после тренировки, чтобы доработать то, что не получается.

Жезабель Оаниан тренер по системе TRX
Жезабель Оаниан – тренер по системе TRX. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

В этом году в Катюше, команде, всегда активной на трансферном рынке, прибавление из трёх молодых спортсменов: это Егор Силин и воспитанники проконтинентальной команды общероссийского проекта развития велоспорта «РусВело» Александр Рыбаков и Павел Кочетков. Все они — россияне. В этом, по словам Екимова, главная цель и задача команды (как и всего проекта, основанного в 2008 году экс-гонщиком, главой МГК «Итера» и нынешним президентом федерации велоспорта России Игорем Макаровым) — способствовать развитию российского спорта, быть «командой мечты» для будущих велогонщиков. Давать перспективным спортсменам возможность соревноваться и тренироваться вместе с опытными и «звёздными» гонщиками, например, такими как испанец Хоаким Родригес, один из сильнейших велосипедистов «Катюши». В сентябре пилот «Формулы-1» Фернандо Алонсо назвал его лучшим велогонщиком мира. Позднее это звание было закреплено официально — после подсчета очков в Мировом туре.

Новички «Катюши»

Новичок Александр Рыбаков пришёл из младшего брата «Катюши» — команды «Русвело», до этого катался за континентальную «Итера-Катюша». По сути, прошёл весь «лифт», созданный для молодых российских гонщиков. «Катюша» — не просто команда «Гранд Тура», участвующая в самых топовых мировых гонках, это часть системы, созданной в рамках «Общероссийского проекта развития велоспорта». Флагман ОРПВ — «Катюша». Вторая команда «Итера-Катюша», континентальная, в ней участвуют лучшие молодые российские велогонщики, которые получают возможность участвовать в международных гонках. Ещё один шаг — мужская и женская команды «Русвело». Все они, по словам Вячеслава Екимова, поставляют в «Катюшу» кадры филигранной отточки.

Рыбаков — спортсмен из Питера. В 12 лет мама отдала его в секцию велоспорта. На велосипеде Саша катался с 6 лет, но в большой спорт сначала не хотелось. Чуть позже — заинтересовался, появились первые успехи. «Очень многие приходят в велоспорт с 12-13 лет, просто потому, что мало школ для самых маленьких. Хотя дети могли начать тренироваться и раньше» — поясняет Рыбаков. Сейчас гонщик живет в Италии, тренируется в Испании — в первую очередь, потому, что дороги и климат удобны для тренировок. Главные враги велогонщика: холод, снег, дождь и ветер. «В России зимой, например, не покатаешься, много машин, мало хороших дорог. Нет нужного рельефа, чтобы тренироваться». Поэтому гонщики тренируются в странах с более мягким климатом. Александр Рыбаков учит несколько языков — испанский и английский, правда на тренировочных сборах времени на это почти не остаётся. «Сильно устаю, заканчиваю и иду спать», — говорит спортсмен.

Павел Кочетков новичок Катюши
Павел Кочетков – новичок «Катюши». Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Другой новичок — Павел Кочетков — тоже пришел из «Русвело», попасть в «Катюшу» он мечтал последние несколько лет. Говорит, был ужасно недоволен итогами прошедшего сезона, выкладывался на все сто, но результатов не было, поэтому приглашение в команду стало для него сюрпризом. В велоспорт Павел попал в 11, родители предлагали и раньше, но мальчик сначала отказался. Потом была спортшкола в Уфе, занятия со знаменитым тренером Ринатом Латыповым, первые юниорские соревнования, приглашение в молодежную «Итера-Катюшу».

Кочетков родом из небольшого города — Каменск-Уральского, Сверловской области. «Когда я начинал, у нас в городе было пять секций велоспорта, приличное количество спортсменов, тренеров, но со временем велобазы закрывались, осталась только одна. Когда я в межсезонье ездил домой, сильно переживал, — рассказывает Павел. — У нас в городе велоспорт пришел в упадок. Поэтому мечты у меня, конечно, выиграть Гранд-тур, ну и открыть велошколу в родном городе».

Команда мечты

Молодой, но перспективный гонщик Вячеслав Кузнецов в «Катюше» не новичок, в команде он уже второй год, и генеральный менеджер Вячеслав Екимов уже выделяет его как одну из надежд сезона. Кузнецов любил спорт с детства — ещё с детского садика занимался карате, легкой атлетикой, футболом. Кататься на велосипеде научился в 5 лет, до сих пор помнит свой первый — двухколёсный. Ещё два колеса было приделано, чтобы придать транспорту устойчивость, но родители их быстро отсоединили — у ребёнка хорошо получалось и без них. В 13 лет друзья позвали в велосекцию. Они новое увлечение забросили довольно быстро, а вот Кузнецов остался. «У меня начало получаться, у меня горели глаза», — вспоминает велогонщик.

Вячеслав Кузнецов один из самых перспективных гонщиков Катюши
Вячеслав Кузнецов – один из самых перспективных гонщиков «Катюши». Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Кузнецов следит за тем, что происходит в его родном Тольятти, и ситуацией, в общем, доволен. «Всероссийский проект развития велоспорта появился не так давно. Но, взять хотя бы мой город. Когда я учился, у нас было 3-4 тренера, сейчас уже 1–15. Я недавно был дома, пришел на детско-юношеские соревнования и очень удивился. В моё время там собиралось по 20 человек, а сейчас уже человек 200, девочки, мальчики, 10-15 лет, а то и меньше», — рассказывает велогонщик.

Кузнецов считает, роль «Катюши» в этом есть, вполне однозначная. Теперь у будущих спортсменов есть куда стремиться — команда Мирового Тура, участвующая под российским флагом. «Представьте себя на месте отца ребенка, — говорит велогонщик. — Вы хотите его отдать в какой-то спорт. Конечно, никакой отец не отдаст ребенка туда, где после 5 лет он закончит свою карьеру, потому что ему больше нечего делать. С „Катюшей“ люди понимают, что им есть куда идти и стремиться. Мальчик, который только делает первые шаги, знает: есть шанс выбиться на самый высокий уровень».

Каждый велосипед именной, подогнанный под гонщика
Каждый велосипед – именной, «подогнанный» под гонщика. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Кузнецов говорит, целый год не выигрывал, несмотря на высокие показатели, поэтому в новом сезоне у него «ломка по эмоциям». «Понимаете, это ни с чем не сравнимо, особенно победа в такой гонке, к которой ты идешь долго, готовишься, в чем-то себя постоянно урезаешь, следишь за дисциплиной. А если победил — это всё. Это не передать».

Контроль над стрессом

Сейчас, в Калелье идет процесс долгой, тяжёлой, иногда однообразной, тренировки. Гонщики загружены с утра и до самого вечера — езда, массаж, медосмотры, работа на TRX. После ужина только самые выносливые отправляются на прогулку, остальные идут спать. За тем, как организм реагирует на процесс тренировок, в этом сезоне следят с помощью специальной программы и датчиков, которые крепятся на тело спортсмена во время его сна. За наукоемкие спортивные технологии в «Катюше» отвечает молодой ученый Ян Бравый. Вечером после очередной тренировки он собирает спортсменов на презентацию, и подробно и обстоятельно рассказывает, почему велогонщикам придётся смириться с таким ночным контролем.

Каждое утро от отеля стартует заезд-тренировка
Каждое утро от отеля стартует заезд-тренировка. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

«Конечно, из 30 человек всегда найдутся два-три, которые скажут: нет, мне это неудобно. На самом деле датчик — это маленькая флешка, которая копит информацию, нет никаких длинных проводов, он почти плоский, — поясняет Ян. — Систему разработали финны для своих олимпийских чемпионов, но она подходит для всех кто занимается циклическими видами спорта, связанными с высокой выносливостью.

Ян говорит, что существуют общие законы человеческого организма, один из них звучит так: если человек испытывает стресс, его сердце начинается биться чаще. Правило, которое знают ещё с древнеримских времён — если организм перегружен, то утренний пульс будет выше, чем обычно. Значит, в организме что-то не так.

Специальная программа следит за частотой пульса в течение ночи, анализирует состояние спортсмена и составляет графики его изменений
Специальная программа следит за частотой пульса в течение ночи, анализирует состояние спортсмена и составляет графики его изменений. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

«Но что такое утренний пульс? — объясняет Ян. — Ты просыпаешься, о чем-то думаешь, у тебя уже есть какие-то эмоции, переживания... Результат не точный. К тому же, когда пульс подскочил к утру, это реальная беда. А мы ведем запись непрерывно, и если видим, что первая половина ночи не очень, а к утру все становится хорошо, то это сигнал: стоп, надо что-то изменить, надо обратить внимание. Так можно увидеть проблему на 5-6 дней раньше. Чтобы не ждать, когда станет совсем плохо».

Ян поясняет, стресс — это не всегда плохо. Просто нужно его контролировать и правильно использовать. «Представим себе остров, на котором живут люди, погода отличная, растут кокосы, бананы, все у них хорошо. Налетает ураган, еды нет, кто-то погиб, кто-то заболел. Все задумались, стали делать запасы, строить более крепкие жилища. Так и спортсменов — только крепнут не жилища, а мышцы. Иногда нужно специально человека довести до уровня, что все, чуть шагнет, и „провалится“, не сможет поддерживать форму. Но нужно успеть повернуть назад, вернуть его обратно». Это, по-простому, закалка. На научном языке — суперкомпенсация.

Местные жители уступают дорогу велогонщикам, а иногда останавливаются, чтобы посмотреть за тренировками
Местные жители уступают дорогу велогонщикам, а иногда останавливаются, чтобы посмотреть за тренировками. Фото: АиФ / Людмила Алексеева

Это особенно пригодится во время соревнований-многодневок, которые очень выматывают гонщиков. Программа исследует состояние спортсмена и позволяет рассчитать, когда стоит поберечь силы, а когда — пришло время для рывка.

«Мы им говорим, ребята, это не слежка за вами: во сколько вы пришли, во сколько вы легли спать. Вы все профессионалы, мы вам доверяем, — говорит Ян Бравый. — Это просто информация к сведению для вас самих».

Особенное внимание на испанских сборах именно к новичкам — у них риск «загнать» себя традиционно выше. Новая команда — это всегда стресс, а молодые гонщики сразу стараются успеть за всеми. Для них графики, выстроенные по ночным наблюдениям, — самое веское доказательство, что нужно быть осторожнее, иначе легко сойти с дистанции.

А пока участники сидят в холле испанского отеля и обсуждают, кто на какие гонки поедет — календарь на 2014й год уже практически составлен. Ближайшие пройдут в Австралии и Аргентине, уже в январе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы