В испанской Калелье, небольшом курортном городке, каждое утро начинается с небольшой велогонки по окрестностям — велосипедисты российской «Катюши» отправляются на четырёхчасовую тренировку, а местные жители выглядывают с балконов, чтобы посмотреть на парад российских спортсменов. Многие приветственно машут руками. Говорят, зимой на курорте скучно, а здесь — большой спорт и немного зрелищ: хотя бы пока вся команда не исчезнет за линией горизонта. Испанцы следят с любопытством, но не навязываются, чтобы не мешать гостям. Ради «Катюши» здесь открыли даже закрытый на зиму отель.
Российская велокоманда, участник Мирового Тура, собралась в Калелье перед очередным сезоном, который начнётся уже в январе. Доставлены новые велосипеды, расписана программа тренировок и планы каждого спортсмена. В 2014 году команду ждут три соревнования Гранд Тура, чемпионат мира и множество других гонок по всему миру. Цели серьёзные — генеральный менеджер «Катюши» Вячеслав Екимов обещает побороться за самые высокие места «Вуэльты» и «Джиро-д-Италия» и «зелёную майку» Тур-де-Франс — приз лучшему спринтеру.
За ланчем в общей столовой идут разговоры и обсуждение предстоящих тренировок, сразу на четырех языках: русском, английском, испанском и итальянском. При этом друг друга более-менее понимают. «Наш коллега по команде Рудигер Селиг даже начал понимать юмор на русском, при этом язык он вообще не знает, но когда мы пошутим, он совершенно искренне смеется», — рассказывает российский гонщик Вячеслав Кузнецов. В свободное время многие гонщики учат языки, хотя некоторые читают, например, «Преступление и наказание».
Мобильный спортзал
В холле отеля, где летом принимают туристов, разместили тренировочную систему — TRX — спортивные снаряды соседствуют рядом с зоной отдыха, баром, книжными полками. Пока одни велогонщики отчаянно тренируются, другие сидят на креслах, смотрят, подшучивают, часто — про хруст костей своих «сокомандников». Новая тренировочная система для гонщиков непривычна, применяется впервые. Сложно, но эффективно и для растяжки, и для самых «скрытных», но нужных мышц. «В межсезонье велогонщики тренируются в гимнастических залах, но там, вы сами понимаете, какой высокий риск травм, — говорит генеральный менеджер команды Вячеслав Екимов. — А эта система фактически исключает травмирование, спортсмены работают с собственным весом». Ещё один плюс — её можно всюду возить с собой и размещать практически в любых условиях: хоть в холле, хоть в поле.
Тренировкой руководит новый в команде специалист — улыбчивая невысокая женщина Жезабель Оаниан. Она очень немногословна, но велогонщики быстро понимают инструкции. Несколько молодых спортсменов остаются после тренировки, чтобы доработать то, что не получается.
В этом году в Катюше, команде, всегда активной на трансферном рынке, прибавление из трёх молодых спортсменов: это Егор Силин и воспитанники проконтинентальной команды общероссийского проекта развития велоспорта «РусВело» Александр Рыбаков и Павел Кочетков. Все они — россияне. В этом, по словам Екимова, главная цель и задача команды (как и всего проекта, основанного в 2008 году экс-гонщиком, главой МГК «Итера» и нынешним президентом федерации велоспорта России Игорем Макаровым) — способствовать развитию российского спорта, быть «командой мечты» для будущих велогонщиков. Давать перспективным спортсменам возможность соревноваться и тренироваться вместе с опытными и «звёздными» гонщиками, например, такими как испанец Хоаким Родригес, один из сильнейших велосипедистов «Катюши». В сентябре пилот «Формулы-1» Фернандо Алонсо назвал его лучшим велогонщиком мира. Позднее это звание было закреплено официально — после подсчета очков в Мировом туре.
Новички «Катюши»
Новичок Александр Рыбаков пришёл из младшего брата «Катюши» — команды «Русвело», до этого катался за континентальную «Итера-Катюша». По сути, прошёл весь «лифт», созданный для молодых российских гонщиков. «Катюша» — не просто команда «Гранд Тура», участвующая в самых топовых мировых гонках, это часть системы, созданной в рамках «Общероссийского проекта развития велоспорта». Флагман ОРПВ — «Катюша». Вторая команда «Итера-Катюша», континентальная, в ней участвуют лучшие молодые российские велогонщики, которые получают возможность участвовать в международных гонках. Ещё один шаг — мужская и женская команды «Русвело». Все они, по словам Вячеслава Екимова, поставляют в «Катюшу» кадры филигранной отточки.
Рыбаков — спортсмен из Питера. В 12 лет мама отдала его в секцию велоспорта. На велосипеде Саша катался с 6 лет, но в большой спорт сначала не хотелось. Чуть позже — заинтересовался, появились первые успехи. «Очень многие приходят в велоспорт с 12-13 лет, просто потому, что мало школ для самых маленьких. Хотя дети могли начать тренироваться и раньше» — поясняет Рыбаков. Сейчас гонщик живет в Италии, тренируется в Испании — в первую очередь, потому, что дороги и климат удобны для тренировок. Главные враги велогонщика: холод, снег, дождь и ветер. «В России зимой, например, не покатаешься, много машин, мало хороших дорог. Нет нужного рельефа, чтобы тренироваться». Поэтому гонщики тренируются в странах с более мягким климатом. Александр Рыбаков учит несколько языков — испанский и английский, правда на тренировочных сборах времени на это почти не остаётся. «Сильно устаю, заканчиваю и иду спать», — говорит спортсмен.
Другой новичок — Павел Кочетков — тоже пришел из «Русвело», попасть в «Катюшу» он мечтал последние несколько лет. Говорит, был ужасно недоволен итогами прошедшего сезона, выкладывался на все сто, но результатов не было, поэтому приглашение в команду стало для него сюрпризом. В велоспорт Павел попал в 11, родители предлагали и раньше, но мальчик сначала отказался. Потом была спортшкола в Уфе, занятия со знаменитым тренером Ринатом Латыповым, первые юниорские соревнования, приглашение в молодежную «Итера-Катюшу».
Кочетков родом из небольшого города — Каменск-Уральского, Сверловской области. «Когда я начинал, у нас в городе было пять секций велоспорта, приличное количество спортсменов, тренеров, но со временем велобазы закрывались, осталась только одна. Когда я в межсезонье ездил домой, сильно переживал, — рассказывает Павел. — У нас в городе велоспорт пришел в упадок. Поэтому мечты у меня, конечно, выиграть Гранд-тур, ну и открыть велошколу в родном городе».
Команда мечты
Молодой, но перспективный гонщик Вячеслав Кузнецов в «Катюше» не новичок, в команде он уже второй год, и генеральный менеджер Вячеслав Екимов уже выделяет его как одну из надежд сезона. Кузнецов любил спорт с детства — ещё с детского садика занимался карате, легкой атлетикой, футболом. Кататься на велосипеде научился в 5 лет, до сих пор помнит свой первый — двухколёсный. Ещё два колеса было приделано, чтобы придать транспорту устойчивость, но родители их быстро отсоединили — у ребёнка хорошо получалось и без них. В 13 лет друзья позвали в велосекцию. Они новое увлечение забросили довольно быстро, а вот Кузнецов остался. «У меня начало получаться, у меня горели глаза», — вспоминает велогонщик.
Кузнецов следит за тем, что происходит в его родном Тольятти, и ситуацией, в общем, доволен. «Всероссийский проект развития велоспорта появился не так давно. Но, взять хотя бы мой город. Когда я учился, у нас было 3-4 тренера, сейчас уже 1–15. Я недавно был дома, пришел на детско-юношеские соревнования и очень удивился. В моё время там собиралось по 20 человек, а сейчас уже человек 200, девочки, мальчики, 10-15 лет, а то и меньше», — рассказывает велогонщик.
Кузнецов считает, роль «Катюши» в этом есть, вполне однозначная. Теперь у будущих спортсменов есть куда стремиться — команда Мирового Тура, участвующая под российским флагом. «Представьте себя на месте отца ребенка, — говорит велогонщик. — Вы хотите его отдать в какой-то спорт. Конечно, никакой отец не отдаст ребенка туда, где после 5 лет он закончит свою карьеру, потому что ему больше нечего делать. С „Катюшей“ люди понимают, что им есть куда идти и стремиться. Мальчик, который только делает первые шаги, знает: есть шанс выбиться на самый высокий уровень».
Кузнецов говорит, целый год не выигрывал, несмотря на высокие показатели, поэтому в новом сезоне у него «ломка по эмоциям». «Понимаете, это ни с чем не сравнимо, особенно победа в такой гонке, к которой ты идешь долго, готовишься, в чем-то себя постоянно урезаешь, следишь за дисциплиной. А если победил — это всё. Это не передать».
Контроль над стрессом
Сейчас, в Калелье идет процесс долгой, тяжёлой, иногда однообразной, тренировки. Гонщики загружены с утра и до самого вечера — езда, массаж, медосмотры, работа на TRX. После ужина только самые выносливые отправляются на прогулку, остальные идут спать. За тем, как организм реагирует на процесс тренировок, в этом сезоне следят с помощью специальной программы и датчиков, которые крепятся на тело спортсмена во время его сна. За наукоемкие спортивные технологии в «Катюше» отвечает молодой ученый Ян Бравый. Вечером после очередной тренировки он собирает спортсменов на презентацию, и подробно и обстоятельно рассказывает, почему велогонщикам придётся смириться с таким ночным контролем.
«Конечно, из 30 человек всегда найдутся два-три, которые скажут: нет, мне это неудобно. На самом деле датчик — это маленькая флешка, которая копит информацию, нет никаких длинных проводов, он почти плоский, — поясняет Ян. — Систему разработали финны для своих олимпийских чемпионов, но она подходит для всех кто занимается циклическими видами спорта, связанными с высокой выносливостью.
Ян говорит, что существуют общие законы человеческого организма, один из них звучит так: если человек испытывает стресс, его сердце начинается биться чаще. Правило, которое знают ещё с древнеримских времён — если организм перегружен, то утренний пульс будет выше, чем обычно. Значит, в организме что-то не так.
«Но что такое утренний пульс? — объясняет Ян. — Ты просыпаешься, о чем-то думаешь, у тебя уже есть какие-то эмоции, переживания... Результат не точный. К тому же, когда пульс подскочил к утру, это реальная беда. А мы ведем запись непрерывно, и если видим, что первая половина ночи не очень, а к утру все становится хорошо, то это сигнал: стоп, надо что-то изменить, надо обратить внимание. Так можно увидеть проблему на 5-6 дней раньше. Чтобы не ждать, когда станет совсем плохо».
Ян поясняет, стресс — это не всегда плохо. Просто нужно его контролировать и правильно использовать. «Представим себе остров, на котором живут люди, погода отличная, растут кокосы, бананы, все у них хорошо. Налетает ураган, еды нет, кто-то погиб, кто-то заболел. Все задумались, стали делать запасы, строить более крепкие жилища. Так и спортсменов — только крепнут не жилища, а мышцы. Иногда нужно специально человека довести до уровня, что все, чуть шагнет, и „провалится“, не сможет поддерживать форму. Но нужно успеть повернуть назад, вернуть его обратно». Это, по-простому, закалка. На научном языке — суперкомпенсация.
Это особенно пригодится во время соревнований-многодневок, которые очень выматывают гонщиков. Программа исследует состояние спортсмена и позволяет рассчитать, когда стоит поберечь силы, а когда — пришло время для рывка.
«Мы им говорим, ребята, это не слежка за вами: во сколько вы пришли, во сколько вы легли спать. Вы все профессионалы, мы вам доверяем, — говорит Ян Бравый. — Это просто информация к сведению для вас самих».
Особенное внимание на испанских сборах именно к новичкам — у них риск «загнать» себя традиционно выше. Новая команда — это всегда стресс, а молодые гонщики сразу стараются успеть за всеми. Для них графики, выстроенные по ночным наблюдениям, — самое веское доказательство, что нужно быть осторожнее, иначе легко сойти с дистанции.
А пока участники сидят в холле испанского отеля и обсуждают, кто на какие гонки поедет — календарь на 2014й год уже практически составлен. Ближайшие пройдут в Австралии и Аргентине, уже в январе.