Для сборной России чемпионат мира по хоккею начался более чем триумфально. Сколько бы ни говорили о силе и перспективах Швейцарии, российским хоккеистам серебряные призёры прошлого года уступили в стартовом матче с разгромным счётом 0:5. В следующей игре команда Олега Знарка раздавила Финляндию 4:2, хоть как-то отомстив за пощёчину в четвертьфинале Олимпиады в Сочи.
Параллельно играли и другие команды. Олимпийские чемпионы из Канады проиграли Франции, о которой в хоккейной среде разве что анекдоты не рассказывают. Наши сочинские обидчики, финны, «слили» не только нам, но ещё и Латвии. Американцы привезли на турнир команду, из которой даже опытные эксперты не сразу вспомнят имена хотя бы половины игроков.
Зато трибуны хоккейных арен в Минске ломятся от желающих понаблюдать за играми мирового первенства. Разительные перемены по сравнению с прошлыми чемпионатами мира в Швеции и Финляндии, когда на некоторые игры едва набиралась хотя бы половина трибун. Но это обусловлено скорее самим фактом проведения хоккейного турнира в Беларуси, не избалованной крупными международными соревнованиями, чем реальным интересом зрителя к этим играм.
Серебро Швейцарии в прошлом году, постоянные отказы хоккеистов ехать на чемпионат мира, удивительные результаты на старте нынешнего турнира — всё это заставляет задуматься: а нужен ли вообще хоккейный чемпионат мира в год проведения Олимпийских игр? Ведь на фоне Олимпийского турнира, ради которого даже Национальная хоккейная лига берёт паузу, он выглядит более чем блёкло. Не стоит ли пересмотреть формат проведения чемпионата мира и сделать что-то наподобие футбольных первенств: раз в два года? Или ещё более радикально — раз в четыре года?
Законы экономики говорят нам, что для того, чтобы повысить спрос, надо создать дефицит на какой-то товар. Что бы было с футболом, если бы Испания с Голландией, финалисты последнего ЧМ, играли каждый год? Эти матчи обесценились бы как в материальном, финансовом плане, так и в моральном. «Не выиграем в этом году — победим в следующем», — так бы рассуждали проигравшие в 2010 году голландцы. «Что-то пятка болит. В этом году не поеду — съезжу в следующем», — так бы думали многие спортсмены.
Участие в чемпионате мира по футболу — мечта каждого игрока. Победа — величайшее благо, которое может только сниться. Обычному игроку на век выпадает всего четыре, максимум пять шансов принять участие в чемпионате мира. В то время как у хоккеиста этих шансов может быть и десять, и двадцать.
Так почему бы не реформировать всю схему и не начать проводить турнир раз в два года? По нечётным годам, чтобы не попадать на зимнюю Олимпиаду, после которой любое соревнование будет смотреться, как дворовой турнир в провинциальном городке.
Традиции
Одна из причин, по которой хоккейные чемпионаты мира всё ещё проходят ежегодно, без перерыва даже на Олимпийские сезоны, — дань традициям. Об этом говорит трёхкратный олимпийский чемпион и девятикратный (подряд) чемпион мира в составе сборной СССР, «динамовец» Виталий Давыдов.
«Традиционно так сложилось, что чемпионат мира по хоккею проводится ежегодно. И нарушать традиции не всегда хочется. Что же касается проведения турнира спаренного, в год Олимпийских игр, надо учитывать, что на ЧМ проходит совершенно другое соревнование, приезжают другие команды. Я бы не сказал, что турнир обесценивается. Не приехали главные звёзды, но ведь у нас есть возможность увидеть новых, молодых, будущих звёздочек, тех, кто будет прославлять свои команды в будущем», — уверен Виталий Семёнович, которому игра России на мировом первенстве в Минске доставляет большое удовольствие.
С другой стороны, если мы взглянем на историю, то традиция проводить все без исключения чемпионаты мира ежегодно, несмотря ни на Олимпийские игры, ни на какие-либо другие факторы, зародилась лишь в 1987 году.
Первый самостоятельный чемпионат мира по хоккею состоялся в 1930 году. До этого уже было определено три чемпиона мира, но ими автоматически назывались победители Олимпийских турниров 1920, 1924 и 1928 годов.
С 1930-го года и дальше чемпионаты мира проходили практически ежегодно вплоть до 2014 года. Исключения составляли лишь 1980. 1984 и 1988 годы, когда чемпионаты мира не проводились из-за Олимпийских игр. А с 1920 по 1968 годы чемпионами мира в год Олимпиады автоматически признавались команды, выигравшие Олимпийские игры.
Таким образом, можно говорить о том, что традиция ежегодного проведения мировых хоккейных первенств существует лишь с 1989 года, за исключением небольшого промежутка в десять лет с 1969 по 1979 годы, когда сборная СССР выиграла 8 из 11-ти золотых медалей.
Так что ничто не мешает, не нарушая ещё более ранних традиций, отказаться от проведения мирового первенства хотя бы в один год с Олимпиадой.
Без НХЛ
Одним из главных минусов чемпионатов мира большинство болельщиков считают отсутствие хоккеистов из НХЛ. Да и тех, кто приезжает, вряд ли можно назвать сильнейшими игроками мира. На чемпионат мира могут отправиться лишь те игроки, команды которых вылетели из розыгрыша кубка Стэнли или вообще не попали в плей-офф НХЛ. Кстати, даже из тех, кто освободился, не все горят желанием после изнурительного сезона выкладываться ещё и на чемпионате мира. Так, в сборной России в этом сезоне мы недосчитались главной нашей звезды на Олимпиаде в Сочи Павла Дацюка.
«Мы все понимаем, что параллельно в НХЛ идёт плей-офф. Сильнейшие приезжают только на Олимпиаду. И то такое было только последние пять раз — были настоящие соревнования. Я не уверен, будет ли это ещё раз, потому что в НХЛ достаточно много людей против. А чемпионат мира — это соревнование не такого уровня. Кто-то травмы получает, кто-то просто не хочет туда ехать. В любом случае, в команде собираются далеко не сильнейшие хоккеисты.
У каждого свои проблемы, здоровье, травмы. Не всегда после около ста матчей в лиге есть силы ещё и на чемпионате мира выкладываться. Надо лечиться, надо готовиться к следующему сезону», — считает чемпион мира в составе сборной СССР, серебряный призёр Олимпиады в сборной России, финалист Кубка Стэнли 1994 года, Павел Буре.
Вот и получается, что чемпионат мира из соревнования сильнейших хоккеистов мира превращается в выяснение, кто же на данный момент является «первым парнем на деревне» — лучшим из того, что есть. Учитывая ещё и занятость большинства игроков европейских сборных в матчах Континентальной хоккейной лиги, мы видим выяснения отношений выжатых, как лимон, не самых сильных игроков мира в тот момент, когда само соревнования и зрителями, и даже хоккеистами воспринимается как утешительный турнир неудачников Олимпиады.