«Отдельный сектор, чтобы не было проявлений расизма»
Украина после окончательной победы «Евромайдана» на всех порах устремилась в светлое европейское будущее. Очередной вехой на этом пути можно считать интересное предложение, сделанное исполнительным директором национального спорткомплекса «Олимпийский» в Киеве Владимиром Спильниченко.
В духе идеалов толерантности и терпимости украинский чиновник выдвинул способ решения конфликтов на расовой почве, возникающих на стадионах Украины во время футбольных матчей.
«На прошлом матче с «Порту» темнокожие люди тоже появились в районе сектора с ультрас. Но тогда сами ультрас подошли и провели их в другие секторы. Руководство стадиона и службы безопасности клуба подходили к этим темнокожим ребятам и предлагали им пересесть даже в центральные секторы, где билеты были гораздо дороже. Однако наши просьбы были проигнорированы. Не стоит ли создать для таких болельщиков отдельный сектор? Мы, наверное, прислушаемся к этому предложению. Постараемся сделать для темнокожих болельщиков отдельный сектор, чтобы не было проявлений расизма. На сегодняшний день на стадионе уже есть три отдельных сектора, которые полностью ограждены», — сказал Спильниченко в интервью украинскому телеканалу «2+2».
Избиение на «Олимпийском»
Инцидент, который подвиг господина Спильниченко на подобные высказывания, произошёл на киевском стадионе 20 октября. Во время матча футбольной Лиги чемпионов между киевским «Динамо» и английским «Челси» группой украинских фанатов были избиты темнокожие болельщики. Изначально сообщалось, что речь идёт о поклонниках «Челси», но затем стало известно, что жертвами нападения стали любители футбола, проживающие на Украине.
О происшедшем стало широко известно после того, как кадры с атакой фанатов «Динамо» на четырёх темнокожих мужчин, также поддерживавших украинскую команду, оказались в распоряжении организации «Футбол против расизма в Европе» (FARE) и были распространены мировыми СМИ.
Исполнительный директор FARE Пиара Пoвaр, комментируя инцидент, отметила: «Это ужасное происшествие отражает реалии того, что происходит на трибунах футбольных стадионов в Центральной и Восточной Европе. Отчёт был сделан в УЕФА, который должен вынести наказание, и мы будем лоббировать применение как можно более жёстких санкций».
«Если кто-то хотел побить темнокожего, он мог бы это сделать на Крещатике»
Разумеется, на фоне ожидания решения о санкциях в отношении киевского «Динамо» высказывание господина Спильниченко — худшее, что могло случиться.
Лишь спустя несколько часов исполнительный директор главного украинского стадиона, кажется, понял, что сболтнул лишнее.
«Вопрос от журналиста по поводу создания отдельного сектора вызвал у меня скептическую улыбку. Да, говорю я, идея «хорошая». Но «хорошая» — именно в кавычках. С подобными идеями уже выходили на стадион. Я сказал: „Это — не вольер, никаких заграждений не будет“», — цитирует Спильниченко издание Tribuna.com.
Оправдания исполнительного директора «Олимпийского» опоздали — его слова, как и кадры самого избиения темнокожих, уже разошлись по всему миру. И что самое печальное, в их серьёзность с лёгкостью поверили все, в том числе и сами украинцы.
Дело в том, что слова Спильниченко об отдельном секторе для темнокожих болельщиков стали далеко не первыми в череде высказываний официальных лиц по поводу инцидента на матче «Динамо» (Киев) – «Челси».
«На 100 процентов убеждён, что всё это провокация. Если кто-то хотел побить темнокожего человека, то он мог бы это сделать в подворотне, на Крещатике, в любых знаковых местах. Но кому-то было выгодно сделать это именно на стадионе, чтобы была такая реакция, которая сейчас есть. И костёр этой реакции, думаю, будет ещё разгораться. Кто кого бил, трудно определить. Но если кого-то побили, наверное, в правоохранительные органы должно поступить заявление. Будет заявление — будет факт», — заявил вице-президент киевского «Динамо» Алексей Семененко.
«Появление темнокожих крайне удивительно для всех»
Не успела аудитория переварить высказывание о том, что на Украине оказывается полно мест, где каждый желающий может избить темнокожего, как слово взял вице-президент Федерации футбола Украины Игорь Кочетов.
«FARE никаких требований по санкциям не оглашал. Пока что всё это предположения отдельных СМИ. Прежде всего нужно разобраться, рано голословно заявлять о проявлении расизма. То же самое касается и возможных последствий. Их (темнокожих болельщиков — прим. ред.) появление в секторе рядом с группировкой ультрас «Родичи» крайне удивительно для всех. Людей данной категории там не было никогда. Первичная информация говорит о том, что эти люди были без билетов и что у них в руках были файеры. Может быть, это специально продуманная провокация. Всё это вопросы, на которые необходимо найти ответы», — приводит слова Кочетова интернет-издание «Вести».
Из этих слов одного из высших руководителей украинского футбола следует, что на стадионах страны есть места, появление в которых людей не с белым цветом кожи рассматривается как нечто из ряда вон выходящее. То есть вице-президент ФФУ практически подтвердил существование на стадионах неофициальных мест только для белых.
И как после этого не поверить в серьёзность намерений Владимира Спильниченко создать на стадионе изолированную территорию для темнокожих?
«В драке участвовало несколько десятков, среди которых только два – три чернокожих»
Ещё после первых откровений на данную тему кто-то высокопоставленный должен был посоветовать всем представителям украинского футбольного сообщества заткнуться и ничего не говорить на данную тему. Но то ли такового не нашлось, то ли предупреждению не вняли.
Поговорить решили даже представители «Родичей» — одиозной украинской фан-группировки, о нацистских и расистских взглядах членов которой на Украине хорошо известно всем.
«Все, кто был на стадионе, видели, что драка произошла из-за нетрезвых болельщиков, которые отвечали рукоприкладством в ответ на замечания других людей, что алкоголь на стадионе употреблять запрещено. Во-вторых, даже на видео можно заметить, что в драке участвовало несколько десятков человек, среди которых только два – три чернокожих. Однако в этом «пьяном хаосе», который, к сожалению, происходит каждый раз на еврокубковых матчах, болельщиков «Динамо» поспешили обвинить в расизме. Жаль, что недоброжелатели нашего родного клуба намеренно искажают факты и цепляются за каждую возможность создать проблемы и негативную репутацию в глазах международного сообщества», — говорится в официальном заявлении «Родичей».
«Родичам» не поверили даже на Украине. Окончательно их версия рассыпалась в прах, когда было опубликовано новое видео с матча «Динамо» – «Челси», на котором отчётливо видно, что те, кто бил темнокожих, после экзекуции спокойно отправились на сектор, закреплённый за «Родичами». Больше того, выяснилось, что во время встречи было совершено не одно, а по меньшей мере три нападения на темнокожих болельщиков. Есть информация и о четвёртом инциденте, однако она на данный момент является неполной.
«Это сделано для того, чтобы Киселёв, который сидит возле Кремля, показал картинку»
А официальные украинские лица продолжали рассказывать о том, что всё случившееся является провокацией. «Что поделаешь, «Динамо» страдало и будет страдать от этих профессиональных провокаторов вместе с профессиональными фиксаторами их действий. Силы слишком неравны. Одно радует — именно «Динамо», болельщики которого являются стопроцентными украинскими патриотами, так беспокоит этих провокаторов. Значит, им это жжёт и даже припекает», — это слова главы департамента по связям с общественностью «Динамо» (Киев) Николая Несенюка.
В соцсетях Несенюк выступил ещё цветастее, указав, кто стоит за провокацией: «Выгодно это тем, кто не хочет, чтобы на «Олимпийском» регулярно хором пели «про Путина» и не прыгали, как не москали. За это дисквалифицировать стадион нельзя. Вот они и делают так, чтобы фанаты имели меньше возможностей встречаться».
Вице-президент «Динамо» (Киев) Алексей Семененко, который по долгу службы должен был попросить Несенюка оставаться в рамках приличий, выступал не хуже подчинённого: «Это сделано для того, чтобы вот тот Киселёв, который сидит возле Кремля или под Кремлём, ничего не доказывал словесно, а просто взял и показал картинку, а потом сказал: «Я же правильно говорю, смотрите, россияне, негров бьют хохлы, а?» С ультрас мы нормально работаем, даже не работаем — мы их поддерживаем. Да, мы ссоримся, бывает, но так бывает и в компании друзей. Ультрас же — не монолит. У них столько движений внутренних, есть те, которые пропагандируют ужасные вещи, не хочу это вслух говорить. Те, которые сознательные, которые были на Майдане, в АТО воюют — у меня такое впечатление, что они их побаиваются».
Государственная благодарность за Майдан
Про «сознательных с Майдана» Семененко упомянул не зря — это ключ к объяснению той расистской и нацистской вакханалии, что творится сегодня на стадионах Украины.
Известно, что подавляющее большинство фанатских группировок в Центральной и Восточной Европе исповедуют праворадикальные взгляды. На Украине праворадикальные ультрас стали одной из главных сил «Евромайдана» и государственного переворота.
Рвение они при этом проявляли изрядное — в ходе «революционных боёв» фанаты киевского «Динамо» надругались даже над оказавшимся на их пути памятником Валерию Лобановскому, знаменитому советскому футболисту и тренеру, легенде динамовцев. Но у этих фанатов ничего святого нет — и в прямом, и в переносном смысле.
После государственного переворота многие украинские футбольные ультрас отправились на Донбасс в рядах карательных батальонов.
В благодарность за эти услуги украинские власти закрывают глаза на бесчинства, которые творят ультрас на футбольных аренах.
Расистские лозунги, призывы к физической расправе над евреями и «москалями», нецензурные речовки в адрес президента России, свастики, портреты лидеров Третьего рейха — на все эти «мелочи», происходящие во время матчей чемпионата Украины по футболу, власти никак не реагируют.
Проблемы начинаются тогда, когда сборная Украины или украинские клубы проводят матчи на европейской арене. Украинские ультрас, привыкшие к безнаказанности, продолжают вести себя аналогичным образом, приводя европейцев в ужас.
Основные цвета, или За что вас изобьют украинские ультрас?
В марте 2015 года УЕФА оштрафовал «Динамо» на 15 тыс. евро и потребовал закрыть часть трибун стадиона на один матч, после того как болельщики киевской команды позволили себе расистское поведение по отношению к игрокам английского «Эвертона» в Лиге Европы.
В феврале 2015 года на матче Лиги Европы «Динамо» – «Генгам» ультрас атаковали сектор болельщиков французской команды. Вышеупоминавшийся Алексей Семененко заявил, что, по его информации, французы имели наглость развернуть на трибуне… российский флаг. «Но делегаты матча нас поправили: судя по всему, речь идёт о французском флаге, который имеет те же цвета, но просто был повёрнут боком. Такая же ситуация была, кстати, и на матче во Франции, где местные болельщики рядом с сектором наших ультрас так демонстрировали свой флаг. Я тогда, честно говоря, тоже подумал, было, что флаг российский. По-моему, это совершенно лишнее, не стоит так провоцировать», — заявил Семененко.
Маленькое уточнение — если флаг Франции повернуть одним боком, получится сочетание цветов «красно-бело-синий», если другим — «сине-бело-красный», однако никак не выйдет сочетание «бело-сине-красный», как в российском триколоре. Но разве украинских ультрас могут волновать подобные мелочи?
Летом 2014 года отличились ультрас днепропетровского «Днепра», избившие на матче в Киеве болельщиков датского «Копенгагена». Как оказалось, фанам «Днепра» померещилось, что датчане развернули некое полотнище то ли цветов флага России, то ли с изображением президента Путина. Ничего подобного в действительности у болельщиков «Копенгагена» не было, но какое это имеет значение?
А в мае 2015 года, когда всё на том же киевском стадионе «Олимпийский» «Днепр» пробился в финал Лиги Европы, его ультрас едва не расправились с болельщиками итальянского «Наполи» — тем впоследствии тоже стали «вменять» провокационную демонстрацию чего-то пророссийского.
No to Racism или как-то иначе?
В УЕФА на всё это старались реагировать минимально возможными санкциями. Во-первых, чиновники организации прекрасно понимали, что любое строгое наказание в адрес украинских футбольных клубов немедленно перерастёт в политический скандал, а влезать в политику УЕФА очень не хочется. Именно поэтому, собственно, российские и украинские клубы разводятся по разным парам и группам при жеребьёвке евротурниров. Во-вторых, пост вице-президента УЕФА занимает украинец Григорий Суркис, бывший глава Федерации футбола Украины и родной брат Игоря Суркиса, президента киевского «Динамо». Григорий Суркис изо всех сил старается уберечь киевское «Динамо» и украинский футбол в целом от серьёзных наказаний за бесчинства фанатов.
Но расистский скандал на матче «Динамо» – «Челси» поставил чиновников УЕФА в очень сложное положение. Решительная борьба с проявлениями расизма в последнее время стала едва ли не главной темой в мировом футболе. Лозунг «No to Racism» поднимается на каждом матче еврокубков, а наказания за расистские проявления становятся всё более жёсткими.
С обвинений в расизме осенью 2013 года начались злоключения футбольного ЦСКА, который в итоге вынужден был провести целую серию домашних матчей в Лиге чемпионов без зрителей. Причём футболист клуба «Манчестер Сити» Яя Туре, обвинивший болельщиков российского клуба в расизме, не подвергался избиениям — ЦСКА наказали за уханье, раздававшееся с трибуны.
Армейцы, натерпевшиеся от санкций со стороны УЕФА, теперь сами активно участвуют в кампании против расизма и перед каждым матчем заклинают болельщиков не позволять себе ничего, что хотя бы косвенно может быть воспринято как расистские оскорбления.
После таких жёстких мер в отношении российской команды было бы чрезвычайно странным позволить киевскому «Динамо» безнаказанно практиковать на трибунах избиения по расовому признаку.
Самое интересное, что избиение на матче «Динамо» (Киев) – «Челси» произошло во время акции «Неделя FARE „Люди футбола“», проводимой УЕФА совместно с организацией «Футбол против расизма в Европе». Акция охватывала 40 матчей сборных команд, Лиги чемпионов и Лиги Европы и в её ходе проводились мероприятия, призванные освободить европейский футбол от расизма, нетерпимости и ксенофобии.
27 октября УЕФА предстоит решить, что теперь делать с киевским «Динамо». Но каким бы ни было решение, вряд ли оно сможет изменить ситуацию, сложившуюся на Украине. Менять её практически некому, поскольку люди, облечённые полномочиями, по своим взглядам почти не отличаются от тех, кто бьёт темнокожих на трибунах. Приведённые выше цитаты из выступлений деятелей украинского футбола — тому яркое подтверждение.