Спорт вне политики — известное правило, которого спортивные чиновники, особенно из Международного олимпийского комитета, Международной и Европейской футбольных ассоциаций, стараются максимально придерживаться, охраняя национальные олимпийские комитеты и футбольные союзы от влияния политиков.
К сожалению, всех этих стараний недостаточно для того, чтобы окончательно оградить спорт от политики, всё глубже проникающей в каждый аспект нашей жизни. Вот и ситуация на Украине, раздираемой на части группами с разнонаправленными векторами, не осталась в стороне от спорта. А в перспективе весь этот конфликт может перекинуться и на российский спорт, выйдя на международный уровень.
1:0. Футбол
На 2 марта был намечен матч чемпионата Украины между киевским «Динамо» и донецким «Шахтёром». Место действия — Киев. Понятное дело, что главная арена Киева, за которой наблюдает весь мир, — отнюдь не площадь ворот Шовковского, а Майдан, и устраивать футбольный матч, сталкивая лбами две фанатские группировки во всём этом улье, было бы смерти подобно.
Опасения вызвать столкновения активных фанатских группировок с политическими провокаторами существовали и в других городах. Остаётся только представлять, во что мог бы вылиться обычный, банальный, даже проходной матч в Крыму или, скажем, во Львове.
Посему МВД Украины приняло решение приостановить чемпионат страны по футболу. Возобновление перенесено на неопределённый срок. К слову, то же самое произошло и в баскетболе.
Более того, международные матчи, которые должны были состояться в Киеве и Харькове, вообще были вынесены за пределы страны. Киевское «Динамо» в рамках Лиги Европы вынуждено было принимать испанскую «Валенсию» на Кипре. Там же 5 марта свой матч проведёт и национальная сборная наших соседей, которая должна встречаться с командой из США.
Дальше больше. Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что политический кризис оказал влияние и на игру украинских клубов. И если неудачу киевского «Динамо» в противостоянии с «Валенсией», «Днепра» с «Тоттенхэмом» и «Черноморца» с «Лионом» можно объяснить уровнем соперника, то поражение донецкого «Шахтёра» от чешской «Виктории», выбившей из еврокубков и московский ЦСКА, не чем иным, кроме кризиса в политике, объяснить невозможно. Четыре украинских клуба синхронно вылетели из еврокубков.
И окончательный удар по украинскому футболу мог быть нанесён в последний день зимы, когда Федерация футбола Украины подверглась атаке неизвестных людей, называющих себя «Правый сектор», которые представились как «ультрас» киевского «Динамо» и в жёсткой форме требовали отставки президента ФФУ Анатолия Конькова.
Информация о причастности захватчиков к киевскому «Динамо» позже была опровергнута, но факты остаются фактами: полтора десятка вооружённых людей с Майдана пытались не только захватить Дом футбола Украины, но и заставить президента Федерации футбола Украины написать прошение об отставке. А ведь всем известно, что ни УЕФА, ни ФИФА не терпят постороннего вмешательства в футбольные дела. Если бы попытка людей в бронежилетах и с оружием увенчалась успехом, международные организации получили бы право дисквалифицировать все украинские сборные и клубы и отстранить их от участия в международных соревнованиях.
2:0. Олимпиада
Волна спортивных скандалов, связанных с политическим кризисом на Украине, начала накрывать олимпийцев ещё по ходу Игр в Сочи-2014. Так, украинские лыжницы Марина Лисогор и Катерина Сердюк, которые хотели принять участие в гонке с траурными лентами в память о жертвах трагических событий в Киеве, отказались от участия в командном спринте после того, как МОК ответил отказом на их просьбу. Остальные спортсмены их примеру не последовали, но украинские флаги в Олимпийской деревне были вывешены с чёрной лентой, как дань скорби по погибшим в Киеве.
Несмотря ни на что, героический поступок совершила женская сборная Украины по биатлону, выигравшая эстафету в Сочи-2014. Но и Виту Семеренко с подругами коснулся кризис. Они до сих пор не получили обещанные им премиальные за золотые медали Олимпийских игр. Президент Федерации биатлона Украины объясняет это банальным отсутствием денег в казне. Напомним, что всем украинским спортсменам за золото было обещано по 125 тысяч долларов. И ещё 55 тысяч правительство задолжало лично Вите Семеренко за бронзовую медаль в спринте. И это, не считая тех премий, которые девушкам обещали региональные власти и спонсоры. Кстати, во многих из регионов власти уже сменились. Будут ли они выполнять обязательства своих предшественников — большой вопрос.
3:0. Международные соревнования
Теми же словами, что и невыплата премий биатлонисткам, объясняется отсутствие украинских спортсменов на международных соревнованиях — нет денег в казне.
А тем временем всё те же биатлонисты не примут участие не только в юношеском чемпионате мира в американском Лейк-Плэсиде, но и как минимум в ближайшем этапе Кубка IBU.
Остаётся надеяться, что украинские спортсмены с ограниченными возможностями всё-таки приедут в Сочи, чтобы участвовать в Паралимпиаде, стартующей уже 7 марта.
4:0. Паралимпиада
С Паралимпийскими играми вообще отдельная история. Украинский кризис может оказать сильное влияние и на эти соревнования, которые должны пройти в России и стать продолжением замечательного олимпийского праздника.
Если информация о военной операции России на территории Украины подтвердится, то многие страны, если даже не все, могут бойкотировать Паралимпиаду в Сочи, сославшись на нарушение Олимпийского принципа неучастия в военных действиях во время этих спортивных событий.
Решение о бойкоте пока приняли только британские министры, объяснившие отказ от поездки в Сочи ситуацией вокруг Украины. Польский же премьер-министр призвал отказаться от бойкота Паралимпиады. Как будет в итоге? Увидим через три дня, когда состоится зажжение главного паралимпийского огня на стадионе «Фишт».