Ни для кого из гонщиков Формулы-1 уже не секрет, что в 2014 году им придётся наравне с Германией, Японией, Великобританией, США и другими странами, приехать ещё и в Россию — на первый в истории Гран-при нашей страны, который должен состояться на строящейся трассе в Сочи.
«Мне бы очень хотелось поучаствовать в российском Гран-при, и интересно посмотреть, как пройдёт гонка в Сочи в следующем году. Таким потрясающим шоу, как Moscow City Racing, Россия показала, что может организовать гоночный праздник. Тем более хорошо, что это шоу состоялось за год до проведения сочинского Гран-при и подогрело ещё больший интерес к предстоящей гонке. Зрители смогли прочувствовать, что значит Формула-1: быстрые автомобили, звук моторов, запах палёной резины… Надеюсь, в Сочи будет аншлаг. Понимаете, ведь фанаты — это главное в спорте. Даже Формула-1 не смогла бы существовать без болельщиков», — признался чемпион мира Формулы-1 2009 года Дженсон Баттон в беседе с корреспондентом АиФ.ru Степаном Чаушьяном.
Кроме того, активно обсуждаются и перспективы организации Гран-при и в Москве — на этот раз не на трассе, а на улицах города, как это осуществляется сейчас, например, в Монако.
«Дороги, по которым мне пришлось проехаться в Москве, весьма кочковатые. Они сделаны для обычных машин. Автомобили же Формулы-1 сделаны так, что мы постоянно дотрагиваемся днищем до асфальта. А увеличить клиренс (расстояние между дном авто и дорогой — прим. ред.) нельзя — ухудшится аэродиамика. Здесь ехать на автомобиле Формулы-1 очень сложно. Мы максимально поднимаем автомобили и всё равно касаемся асфальта», — с небольшим скепсисом отнёсся к этой идее Баттон.
Российские дороги — для российских автомобилей. Интересно, что гонщик команды McLaren Mercedes за свою карьеру успел опробовать на себе творение российского автопрома.
«Единственный российский автомобиль, за рулём которого мне приходилось сидеть, была LADA 2103, на которой я ездил в рамках автомобильного шоу в Венгрии — очень интересный опыт. Этот автомобиль с четырьмя скоростями и не очень мощный. Но знаете что, мне нравятся старые автомобили, их простота. Но я сел за руль LADA только в рамках шоу. На обычной дороге я бы не решился вести этот автомобиль».
Первой российской «ласточкой» в Формуле-1 был Виталий Петров, на протяжении трёх лет выступавший за команды Lotus и Caterham. На подходе и другие гонщики, которые, по мнению Баттона, при правильном подходе могут сражаться за первые строчки в итогом зачёте Формулы-1.
«Каждый водитель на российских дорогах уверен, что он гонщик Формулы-1 — водят очень быстро, как будто во время гонки. Но, если серьёзно, я не вижу серьёзных причин, которые помешали бы российским гонщикам сражаться за ведущие места в Формуле-1. Если гонщик обладает правильным опытом, скоростью, необходимыми знаниями и желанием постоянно совершенствоваться — у него должно всё получиться. Но, чтобы успеть получить необходимый опыт, нужно начинать карьеру в очень юном возрасте. Начинать надо с восьми лет и постоянно ездить в юношеском возрасте — это очень важный этап. Если российские гонщики начинают ездить в 18 лет — они просто не смогут получить необходимый опыт — это очень сложно, даже невозможно. Но я надеюсь, что в ближайшие годы мы увидим в Формуле-1 российских гонщиков, которые прошли школу других гоночных классов. Надеюсь, они будут бороться за победу».
В 2014 году ожидается дебют молодого российского гонщика Сергея Сироткина за команду Sauber. Ему только в конце августа исполнится 18 лет, и он сможет получить водительские права в России, но на трассе он уже считается грозной силой.
«По мне, так 17 лет — это не тот возраст, в котором надо начинать карьеру в Формуле-1. Я пришёл в Ф-1 в 20 лет, но я до сих пор уверен, что я был слишком юн для этих соревнований. Чтобы успешно ездить в «королевских гонках», нужно «накатать» опыт в других «формулах». Знаете, в 17 лет некоторые ребята до сих пор ездят на картах. На самом деле я не знаком с Сироткиным и не знаю, в каких соревнованиях он сейчас участвует. Для меня идеальным возрастом был бы 21 год. Но некоторые ребята могут начинать и в младшем возрасте. Так уж получается, что год от года спортсмены в любом виде спорта становятся всё моложе и моложе. Но нельзя быть слишком молодым — ты пропускаешь мимо себя опыт, который тебе помог бы, опыт работы с командой, какие-то знание в устройстве автомобиля, в области инженерии — это тоже очень важно. Но, может, он готов. Думаю, если он идёт в Формулу, он определённо чувствует, что он готов», — считает Дженсон Баттон.
На автомобили Формулы-1, проносящиеся с рёвом мимо стен Кремля, пришли посмотреть не только парни, но и девушки. Тем временем в разных гоночных классах всё чаще можно увидеть девушку-пилота.
«Я соревновался с девушками — в свои первые годы в картинге нам приходилось гоняться с девушками, и они были весьма неплохими гонщиками. А потом, в более высокой категории в картинге, моей напарницей была девушка. Она была на два года старше меня. Да, они могут соревноваться на равных. Но дело в том, что изначально количество девушек, у которых есть возможность учиться гоночному мастерству, меньше. Миллионы парней мечтают быть гонщиками. Девушек — в разы меньше. Поэтому даже с точки зрения вероятности у парней больше шансов стать гонщиком, чем у девушек. Я уверен, что девушка с правильным опытом и с необходимыми возможностями может участвовать в Формуле-1. Посмотрите на Данику Патрик, которая в Америке выигрывала в IndyCar. Теперь она ездит в NASCAR, и весьма неплохо это делает. Кроме того, автомобили и Гран-при Формулы-1 очень требовательны с точки зрения физики. Я бегаю 100-метровку на уровне лучших бегуний из Ямайки, например», — рассказал Баттон.
А нынешним партнёром по команде Дженсона является молодой мексиканец Серхио Перес, который всеми силами старается заменить ушедшего Льюиса Хэмилтона.
«Мы с Серхио привыкли друг к другу очень быстро. С прошлым партнёром по команде, Льюисом Хэмилтоном, мы ездили вместе на протяжении трёх лет, и мне очень нравился соревновательный момент, который был между нами. Чеко Перес менее опытный пилот, нежели Льюис, но он делает отличную работу и уже зарабатывает важные для команды очки. Он с каждой гонкой получает всё больше опыта и, надеюсь, будет быстро прогрессировать. В McLaren очень хорошо принимают молодых пилотов, и это должно ему помочь», — считает старший напарник Чеко по команде.
Но сражаться за первые места как Чеко, так и самому Баттону не позволяет не только и не столько уровень их мастерства, сколько не самый удачный автомобиль, созданный конструкторами к сезону 2013.
«Мы сейчас очень много работаем над автомобилем на 2014 год, но всё равно должны развивать и нынешний — это важно для того, чтобы бороться за высшие места в этом сезоне. В новом автомобиле будет несколько абсолютно новых элементов. Надеюсь, он получится очень хорошим. Но даже в этом году у меня остаётся позитивный настрой. Начало сезона было очень жёсткое, но мы сделали кое-какие улучшения, и я думаю, что у нас уже в этом году будет подиум. Команда очень усердно работает над тем, чтобы у нас уже сейчас был хороший результат — делаем всё, что возможно», — заверил Дженсон.
На данный момент дела обстоят так, что в Кубке конструкторов McLaren идёт даже позади такой команды, как Force India, что, естественно, не отвечает амбициям недавних обладателей этого самого кубка.
«Весьма задевает, что «маленькие» команды в Кубке конструкторов опережают нас — это не то место, на которое мы рассчитывали. Так происходит, потому что эти «маленькие» команды не делали ошибок в период подготовки к сезону. Они развивали автомобиль, который был у них в прошлом году. Мы же подошли к новому автомобилю очень радикально, и это не сработало. Мы оказались на шесть месяцев позади остальных команд, но сейчас стараемся быстро нагнать упущенное время. Да, пока мы проигрываем им, но я не думаю, что в итоге они будут впереди нас. Они способны создать конкуренцию, но в течение сезона, я уверен, мы будем прогрессировать больше них и опередим их к последней гонке», — уверен Дженсон Баттон.