Вот казалось бы, есть в команде Лэнс Армстронг, который с большой долей вероятности будет бороться за победу, тогда зачем в той же команде по миру ездят ещё и безвестные Вася Пупкин, Джон Смит, Иван Иванов и Педро Гомес?
Всё просто. Победа в личном зачёте — это одно, но каждая команда во время таких веломногодневок, как Тур де Франс, борется ещё и за победу в командной классификации. Для той же самой «Катюши», например, высокая позиция в рейтинге команд, возможно, даже важнее, чем победа одного гонщика на отдельных этапах. Но многодневки — это очень сложные и разнообразные гонки.
Велосипедистам приходится преодолевать крутые подъёмы, проноситься по протяжённым равнинам, стремглав лететь по спускам, проезжать отрезки на выносливость и разгоняться до неимоверной скорости на спринтерских участках. Один человек физически не может быть лидером даже в половине из перечисленного, не говоря уже обо всём многообразии. Вот у команд и возникает необходимость возить по миру спринтеров, горняков, раздельщиков, универсалов, генеральщиков, классиков, мастеров скоростного спуска и, конечно, загадочных грегари.
Но обо всём по порядку, начиная от самого простого к сложному.
Спринтеры
Спринт — это гонка на короткую дистанцию, которая в основном проводится на плоской местности с минимальным количеством подъёмов и спусков. В велоспорте, как и в беге, есть те, кто побеждает на дистанции 10 000 метров, и те, кто отлично бегает 100-метровку.
Как мы знаем, у Усейна Болта, мирового рекордсмена в беге на 100 метров, куда ни плюнь выделяется натренированная напряжённая мышца, а сам он поражает своей мускулатурой и мышечной массой. Так и в велогонках, спринтеры — это обладатели большой мышечной массы, способные на небольшой дистанции постоянно поддерживать высокую скорость.
Но чуть подъём, и они встают. Чуть дистанция увеличилась — их уже не хватает.
Горняки
Как становится понятно из названия, горняки — это специалисты по преодолению горных этапов.
В основном, это спортсмены с небольшой массой тела, которые с лёгкостью способны в затяжной подъём оторваться от основной массы более «грузных» коллег и обеспечить себе задел, который может не иссякнуть до самого финиша.
На равнине они чувствуют себя не в своей тарелке. Из-за небольшой массы тела им приходится прилагать больше усилий, чтобы поддерживать высокую скорость. Кроме того, на них сильное влияние оказывает встречный или боковой ветер. И априори они проигрывают в толкотне внутри пелотона (основной группы велосипедистов).
Универсалы
По названию понятно, что это универсальные спортсмены, у которых нельзя выделить их основную специализацию. В гору они идут неплохо, не на последних ролях в спринте, спуск проходят быстро и на равнине себя чувствуют, вроде как рыба в воде.
Проблема в одном, такие средние по специализации спортсмены и во время веломногодневок показывают, хоть и не самые плохие, но всё-таки средние результаты.
Классик
По названию сложно отличить классика от универсала. Ведь классический гонщик должен сочетать в себе умение отлично управляться с разными видами рельефа и типами гонок.
Так оно и есть. Классики без проблем могут одержать победу в классических однодневках (отсюда и название). Они умеют уходить в отрыв и долго в нём оставаться, резко стартовать в горку, быстро ехать по равнине. Так в чём же подвох? Почему они не побеждают в Тур де Франс?
Всё дело в выносливости. В том темпе, в котором они привыкли выигрывать однодневки, они никогда не смогут прожить, например, месяц. Во-первых, им не хватит выносливости, во-вторых, подведёт восстанавливаемость — способность быстро отойти от гонки и быть готовым покорять новые вершины уже на следующий день.
Мастер спуска
Здесь всё ясно. Как и в биатлоне, не все спортсмены умеют одинаково хорошо бежать в горку и съезжать с неё, из-за чего и случаются досадные падения, так и в велоспорте, правильно и быстро ехать с горы — это настоящее мастерство, доступное не каждому.
Раздельщик
Раздельщик — это умный гонщик, который способен идеально рассчитать свои силы на дистанцию, чтобы проехать её максимально эффективно в ровном темпе. Они главенствуют на этапах с раздельным стартом, когда гонщики уходят со старта не все вместе, кучей, а один за другим с определёнными интервалами. И соревнуются они не напрямую друг с другом, а со временем, стараясь показать максимальный результат, не обращая внимания на остальных.
В обычной гонке у них возникают проблемы. Весь их план на этап рушится, когда определённая группа соперников начинает уезжать в отрыв. Они не выдерживают подобных атак и очень быстро «отваливаются», безнадёжно отставая.
Генеральщик
Наконец, мы дошли и до генеральщиков. Это как раз те люди, которые и выигрывают веломногодневки, которым достаётся вся слава, которых мы все знаем. Легендарный Лэнс Армстронг — генеральщик.
Так уж устроены веломногодневки, что победу в них можно одержать не только благодаря допингу, как утверждает всё тот же Армстронг, но и благодаря своим умениям горняка в сочетании с неплохими показателями в этапах с раздельного старта. Или наоборот, выигрывая этапы с разделкой и неплохо смотрясь в горах.
Грегари
И самое интересное — грегари! Что это за загадочные велосипедисты с таким непонятным и интригующим названием? На самом деле этих экзотических грегари едва ли не больше, чем остальных гонщиков вместе взятых. Именно из них и состоит основная часть пелотона.
Термин «грегари» берёт свои истоки от итальянского слова gregario, которое переводится как «рядовой». И, как рядовые солдаты в армии, они ведут вперёд свою команду, а вся слава достаётся лидерам. Говоря простым языком, грегари — это помощники, жертвующие своими притязаниями на победу ради лидера команды.
Они отстают от основной массы гонщиков, чтобы взять высококалорийную водяную смесь и, догнав пелотон, передать её лидеру, чтобы тот восстановил силы. Они жертвуют своими велосипедами, если у лидера случился прокол, а рядом нет автомобиля команды. Они везут у себя «на колесе» лидера, чтобы тому было легче разгоняться и поддерживать темп. Они защищают лидера при жестокой борьбе в пелотоне. Они едут впереди лидера в отрыве, чтобы создать ему «воздушный мешок».
В грегари идут те гонщики, которым не хватает таланта, чтобы стать генеральщиками или побежать на отдельных горных, спринтерских этапах или разделках. Но на самом деле грегари — одни из важнейших звеньев команды. Зачастую именно по их количеству в основной группе, радом с лидером, можно судить о шансах этого самого лидера на победу в гонке. Каков стимул? Они получают хорошую зарплату и ни о чём не сожалеют, оставаясь серыми кардиналами Тур де Франс.
Как раз сейчас проходит эта легендарная многодневка, и можно самим посмотреть за тем, как работают и грегари, и горняки, и спринтеры, и раздельщики, и определить, кто в какой команде является генеральщиком.