Примерное время чтения: 8 минут
19525

«Легенда № 17»: не стреляйте в сценариста

Кадр из фильма «Легенда номер 17»
Кадр из фильма «Легенда номер 17» Кадр из фильма

Многие кинолюбители, а особенно та часть из них, которая неровно дышит ещё и к хоккею, идут на «Легенду № 17», ожидая увидеть биографическую ленту о жизни и свершениях легендарного хоккеиста Валерия Харламова, тренера Анатолия Тарасова и великой сборной СССР, получившей прозвище «красная машина». Это неправильный подход.

Валерий Харламов, 1972 год. Фото РИА Новости

Создатели фильма изначально признают, что они снимали не документальное кино, не пошаговую биографию хоккеиста. Их творение можно отнести к жанру с чуждым русскому языку названием «байопик». Байопик — это произведение, повествующее о жизни человека или эпизоде из его жизни, имевшем большое влияние на историю. Однако его целью не является хроникальное освещение событий. Скорее, их художественное переосмысление в попытке выразить главную мысль, идею, может, даже канонизировать героев ленты.

Вот и в «Легенде № 17» некоторые эпизоды переосмыслены, некоторые сдвинуты во времени, некоторые додуманы. Но это сделано не с целью понатыкать в фильм спецэффектов, закрутить интригу, вплести в картину любовный роман и срубить бабла. У сценаристов была задача — в два часа уместить всё то, чем миру запомнился не только Харламов, но и его тренер Тарасов, и вся сборная СССР по хоккею.

Сборная СССР, 1972 год. Валерий Харламов - слева во втором ряду. Фото РИА Новости

АиФ.ru постарался отследить эти неточности. Не в укор создателям фильма. Хочется, чтобы зритель, заинтригованный легендой на экране, не принимал это как истину в первой инстанции, а знал и настоящую историю, то, как всё происходило на самом деле.

Раз уж фильм повествует о хоккее, постараемся обратить внимание на спортивную составляющую картины, упуская из виду мелкие детали. Например, для того чтобы лучше понять личность Харламова, совсем не обязательно знать, что его мать родилась и выросла в баскском городе Бильбао, а известный на весь мир бег быков, так красочно изображённый в фильме, проводится в Памплоне, в паре часов езды от столицы страны басков.

Гораздо больший интерес должен вызвать эпизод с аварией, после которой в фильме Харламов восстанавливался к первому матчу с канадскими профессионалами. Дело в том, что на самом деле авария, в которой Валерий получил тяжелейшую травму ноги, произошла четырьмя годами позже описанного в кино матча — в 1976 году. 26 мая Харламов с женой поздно ночью возвращались от гостей по Ленинградскому шоссе, когда, выйдя на обгон, Валерий не справился с управлением и влетел в столб.

Кстати, и довольно колоритной дамы-врача, которая в фильме «по кусочкам собирала ногу» хоккеиста, не было. Она заняла место хирурга Анатолия Сельцовского. Хотя и диагноз, и информация о специальных тренажёрах в больнице для Валерия — правда.

Кстати, девушка, мечтавшая выйти замуж за Харламова в фильме накануне Суперсерии с Канадой, на самом деле появилась в жизни хоккеиста лишь в 1975 году. В этом же году у них родился сын Александр, который тоже принимает участие в съёмках фильма, а в 1976 году они стали мужем и женой.

Но вернёмся к спорту. Главные вопросы по этой части возникают в связи с игрой сборной СССР и московского «Спартака», изображённой в фильме и ставшей причиной отставки Анатолия Тарасова с поста главного тренера национальной команды. Якобы хоккейное руководство приняло решение организовать никому не нужный, ничего не значащий выставочный матч, на котором присутствовал Леонид Брежнев — большой поклонник «Спартака». В его присутствии в этом проходном матче судьи засуживают команду Тарасова, не засчитывая гол из-за положения «вне игры». Амбициозный тренер уводит хоккеистов с площадки, отказываясь продолжать игру, а на следующий день следует увольнение.

В действительности эпизод, о котором идёт речь, произошёл за три года до Суперсерии на игре «Спартака» с тарасовским ЦСКА. Команды вели борьбу за чемпионство, «армейцы» перед этой последней в сезоне игрой отставали от красно-белых всего на одно очко. Проигрывая 1:2, они забросили шайбу в середине третьего периода, но судья отменил взятие ворот, заявив, что шайба была заброшена после его свистка, возвещавшего окончание 10-й минуты. По тем правилам, в середине третьего периода команды должны были поменяться воротами. На встрече действительно присутствовал Леонид Брежнев, и Тарасов действительно увёл команду в раздевалку, откуда отказывался выходить более получаса. Но ни о каком увольнении ни с поста главного тренера ЦСКА, ни из сборной СССР тогда и речи быть не могло. Последовало лишь лишение звания Заслуженного тренера СССР, но и его вернули спустя пять месяцев.

А отставка произошла гораздо позже — в 1972 году, после того как СССР выиграл Чемпионат мира и Олимпийские игры, накануне Суперсерии. Реальные причины отставки неизвестны до сих пор. Говорят, что она последовала за разгромом чехов на Олимпиаде 1972 года в Саппоро. Тогда ничья с друзьями из соцлагеря делала СССР чемпионом, а ЧССР гарантировала второе место. Но тарасовская команда разгромила соперника, лишила серебра. Сам тренер после этого не получил награду за победу на Играх и вскоре был уволен со своего поста.

Анатолий Тарасов с командой ЦСКА, 1975 год. Фото РИА Новости

Сцена прощания в аэропорту, когда Тарасов от всей души желает удачи новому наставнику сборной Всеволоду Боброву, немного переиграна. По свидетельствам очевидцев, между двумя гениальными тренерами отношения были весьма натянутыми.

И ещё один момент: в сборной Харламов не сразу начал играть под 17-м номером. Этот номер достался ему лишь на Чемпионате мира 1970 года. До этого он принадлежал Евгению Зимину. Зато сейчас, как в сборной России, так и в московском ЦСКА, номер 17 закреплён за Харламовым — никто не может играть под ним.

Были и другие, менее значимые отступления, ведь над сценарием работали специалисты, для которых перед этим заданием существовал лишь один Харламов — Гарик «Бульдог». Но фильм от этого нисколько не потерял. Главное, к байопику относиться, как к байопику.

Даже на рядовом показе, не премьерном, люди реально болели за сборную СССР, аплодировали, когда Харламов забивал, и по окончании фильма девушки, далёкие от хоккея, плакали, когда Тарасов, отделённый от своей команды десятками тысяч километров, чертил палкой на площадке во дворе до боли знакомы схемы...

Фильм действительно получился великолепный, настоящий, живой и пробирающий. А неточности... К чёрту их, мы же не в библиотеку пришли, а на художественный, именно художественный фильм о легендарном хоккеисте Валерии Харламове!

Посмотреть «Легенду №17» легально и бесплатно вы можете в подборке на сайте АиФ.ru

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы