Примерное время чтения: 10 минут
364

Андрей Малосолов: Экономика футбола должна быть...

Пока весь спортивный мир из кожи вон лезет, чтобы внести в игру миллионов разумные экономические модели, позволяющие футболу зарабатывать средства, наши российские менеджеры упорно демонстрируют обратное. И это «обратное» говорит о том, что перемен в отрасли в ближайшее время ждать не приходится.

Первыми на этой неделе отличились владельцы грозненского «Терека». Впрочем, их шаги не только обычно не поддаются экономическим смыслам, но зачастую, объективно, имеют больше эмоциональную, нежели рациональную составляющую.

После того, как почетный президент клуба Рамзан Кадыров публично назвал судью Вилкова «продажной» и «козлом» (теперь эта любимый афоризм интернета и даже устоявшаяся фанатская перекличка между секторами!), «Терек» был наказан проведением матча на нейтральном поле.

Ожидаемо, домашней ареной в суперматче с «Зенитом» была выбрана Махачкала. Абсолютно разумный выбор, учитывая дружеские связи болельщиков Чечни и Дагестана.

Руководство «Терека» объявило, что не только вход, но и проезд болельщиков к месту проведения игры будет бесплатным, а расходы на себя берет Фонд имени А. Кадырова.

Матч восьмого тура чемпионата России по футболу «Зенит» - «Терек». Фото www.russianlook.com

Рамзан Ахматович вправе выбирать форму экономической модели как клуба, так и республики, вправе определять билетные программы на любой матч и расходы на собственную команду. Более того, «Терек» действует в эмоциональной логике, характерной для Кавказа и южных народов вообще. Широкий жест, сродни большому угощению или подарку на свадьбу, воспринимается хорошо не только внутри кавказского сообщества, но и многими гостями этого сообщества. Жерару Депардье подарили квартиру, а болельщикам «Терека» подарили бесплатный проезд и проход на футбол.

Я не вправе был бы даже обсуждать это решение, если бы ФК «Терек» был исключительно частным клубом. Однако очевидно, что команда (равно как и республика) содержится не за счет частных пожертвований дарителей. Это те же самые бюджетные деньги, которые вкладываются в Чечню за счет наших с вами налогов, отчислений федерального центра, стыдливо закамуфлированных различными статьями государственного бюджета. За политику накачивания республики деньгами, которые принято потом считать бесконтрольными, Кадырова и так и сяк критикуют и политики и экономисты.

Собственно, аналогичные претензии можно адресовать и многим другим командам России, которые живут за счет бюджетов разных уровней и ведомств. «Локомотив», «Зенит», «Динамо», дальше по списку клубы РФПЛ, первого и второго дивизиона... Однако получая финансирование из больших мешков, не всем из них позволяется делать барские поступки и швыряние деньгами.

А ведь «Терек» мало того, что лишился на топовый матч своего стадиона, так еще лишает себя дохода от топового матча в Махачкале, плюс доплачивает миллионы рублей на доставку болельщиков.

Неизвестно, отдает стадион «Анжи—Арена» свое поле в аренду или нет. Но даже если скромно посчитать количество мест на арене — а это порядка 30 000 болельщиков, и умножить на подчеркнуто скромную усредненную цифру за один билет в размере 200 рублей, то получится 6 млн. рублей, то есть порядка $250 000. Цифра средняя, сюда не входит стоимость билетов средней и высшей категории, а также билетов категории VIP, которые могут стоить и по 5-6 тысяч рублей. А значит гипотетически, «Терек» мог бы заработать на аншлаге даже не в Грозном до 500 тысяч долларов.

Болельщики «Терека». Фото www.russianlook.com

К примеру, на матче ЦСКА — «Реал», армейцы только на билетах заработали $2 млн. и были очень этому рады, ибо частный клуб считает каждую копейку.

Но добавим сюда не только недополученную прибыль, а и убыток. Про аренду я ничего сказать не могу, но вот автобусы для перевозок болельщиков тоже денег стоят. В Москве средняя стоимость аренды автобуса составляет 4-6 тысяч рублей в час, в Грозном можно эту цифру можно делить вдвое. А может оказаться, что руководителям автобусных парков прикажут доставить поклонников «Терека» бесплатно, и это уже будут убытки местных транспортников.

Я к чему всё это говорю: матчи подобного уровня во всем мире используют на благо футбольных клубов. Немцы, англичане и испанцы треть своих доходов (треть!) покрывают билетными программами. Теперь вы не удивляетесь, почему матч Россия — Бразилия прошел в Лондоне? И РФС заработал только на билетной программе значительную сумму, которая позволит какие то дыры в бюджете подлатать.

Но в случае с «Тереком», да не обидятся на меня ни в чем не повинные его поклонники, экономика футбола никому не нужна. Деньги сами прыгают в бюджет клуба. Возможно, их тоже дает Аллах, как говорил Кадыров. Не стоит думать о каких-то прибылях, когда все оплачивается щедрой рукой государства, завуалированного под фонд.

И в этой связи за наш футбол страшно в преддверии утверждения правил международного финансового фэйр-плэя. Когда перед УЕФА и ФИФА надо будет отчитываться за соответствие уровня расходов тому, что клуб заработал с рынка, а не с бюджетной статьи региона или государственной корпорации.

Логика руководителей «Терека» давно уже никого не удивляет. Зато как «радует» общественность относительно новое, хотя и не молодое лицо РФС, замгендира-генсека (при отсутствии собственно генерального директора и генерального секретаря) Анатолий Воробьев.

В отличие от своего шефа, Воробьев куда охотнее идет на контакт с прессой, но иногда кажется, что не все продумано до конца в его выступлениях, и это мягко сказано.

Некоторые его выступления СМИ характеризуют как революционные. С точки зрения экономики Воробьев может нанести собственной организации такой же удар, как и предыдущая администрация, оставившая РФС с немыслимыми долгами.

Сегодняшнее заявление Анатолия Воробьева повергает меня в шок. Только вчера официальный сайт РФС обращается к «Газпрому» с ненавязчивой просьбой стать спонсором Союза, а вот уже сегодня второе лицо этого союза — господин Воробьев говорит «Коммерсанту» убийственные для любого переговорного процесса вещи:

— Это не моя инициатива. Но у нас уже был контракт с этой компанией, и сотрудничество развивалось достаточно плодотворно. Видимо, появилось желание его возобновить. Сейчас мы находимся в поиске генерального спонсора, и «Газпром» — один из вариантов возможного партнерства.

— Вы сказали, что это не ваша инициатива. Вы бы предложили другого спонсора?

— Это не моя чашка чая, как говорят англичане. Я занимаюсь стратегическими вопросами, но, на мой взгляд, идеальным партнером был бы Сбербанк, так как он плотно не связан ни с одним из футбольных клубов, как связан, например, «Газпром».

Николай Толстых. Фото www.russianlook.com

Во-первых, Воробьев дает понять, что одна рука РФС не ведает, что творит вторая. Во-вторых, опирается на Сбербанк, еще не достигнув с ним даже малейшей договоренности. В-третьих, обращаясь в «Газпром», РФС заранее не верит «Газпрому», поскольку он явно ангажирован неким клубом российского чемпионата.

Если у национальной федерации стратег такого уровня, то можно за организацию порадоваться, а заодно повеселиться.

А если отбрасывать шуточки в сторону, то можно вспомнить, что любая национальная федерация способна сама заработать на свое существование.

Вячеслав Колосков в 2005 году признавался, уходя, что не в состоянии был добыть средств коммерческим путем (что не мешает Колоскову сейчас быть активным спикером РФС и мудро советовать, как поступать в том или ином случае). Принявший РФС Виталий Мутко повысил бюджет футбольного ведомства с 6 млн. долларов до 30-35 млн. долларов. В большей степени за счет коммерческих спонсоров, а также за счет Фонда Романа Абрамовича «Национальная академия футбола», платившего зарплату тренеру Гусу Хиддинку и по программе «Подарим детям стадион». Работа коммерческого департамента вызывала вопросы, но была оценена положительно.

Следующий глава РФС Сергей Фурсенко привлекал деньги с рынка, а также под свое имя — путем административным.

Правда, закончилось все огромными долгами.

Нынешняя администрация, словами Воробьева уже призналась в своей неспособности привлечь деньги ни коммерческим путем (более того, коммерческий департамент был охарактеризован как слабый), ни административным. Замгендира-генсека простодушно сообщил, что «якорным спонсором» ДОЛЖНО стать государство, а деньги компании должен найти министр спорта Виталий Мутко. Который днями ранее также публично сказал, что устал разыскивать средства для непрофессионального менеджмента федерации.

А господин Воробьев в это время будет писать пространную стратегию и вместе с коллегами окучивать агентов. 

 
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы

Российского футбольного союза, журналист, блоггер,

ведущий передачи «ФанZона».

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы