Смысл сводился к тому, что за 135 миллиардов рублей из федерального бюджета до 2020 года Минспорта берет на себя обязательства сделать нашу команду первой на домашней Олимпиаде в Сочи, и вывести в тройку лидеров летом 2016 года в Бразилии и 2018 года в Южной Корее.
Амбициозный проект, ничего не скажешь. Но, в связи с ним возникает столько мыслей, даже не знаешь, с чего и начать. А когда не знаешь с чего начинать — начинай с начала.
Итак, чтобы всем все было понятно и Мутко не выглядел, как попрошайка на пятигорском развале с протянутой рукой и плохим английским, оговоримся, что не «Мутко попросил 135 миллиардов», а 135 миллиардов были заложены в бюджет государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» — все таки два талмуда из основной части и приложений на 344 листа Виталий Леонтьевич, при всем к нему уважении, вряд ли осилил бы — это совместное творчество.
Дальше. На самом деле «Программа» предусматривает гораздо более масштабные траты. 135 миллиардов будет выделено лишь на спорт высших достижений. Всего же из федерального бюджета Минспорта планирует изъять 275,3 миллиарда рублей. Остальные деньги пойдут на физкультуру и массовый спорт и на организацию Чемпионата мира по футболу 2018 года вместе с сопутствующим ему Кубком Конфедераций в 2017 году.
Но и это еще не все. Траты федерального бюджета станут лишь каплей в бездонном море инвестиций в спорт, ведь есть еще и бюджеты региональные, и внебюджетное финансирование. Итак, как говорит Задорнов, приготовьтесь... Готовы? В период с 2013 по 2020 год на спорт в России планируется потратить 1 триллион 334 миллиарда рублей бюджетных средств и еще 342 миллиарда внебюджетных — всего 1 триллион 676 миллиардов рублей — больше, чем годовой ВВП Уругвая, или, скажем, Коста-Рики.
Напрашивается извечное сравнение с Америкой. Здесь, для начала, надо сказать, что в США такого понятия, как Министерство спорта — вообще не существует. Развитием спорта в Штатах занимаются федерации по каждому из них, а массового спорта — образовательные учреждения. На подготовку спортсменов США тратит минимум денег. Средства расходуются лишь на организацию национальных команд, оплату тренерской работы и т.д. Даже премиальные за золотые медали у спортсменов минимальны. Так на подготовку к зимней Олимпиаде 2010 в Ванкувере из бюджета США было выделено порядка 1,8 миллиарда рублей.
У нас только в этом году, только из федерального бюджета, только на спорт высших достижений потратят почти 30 миллиардов. А если прибавить к этой сумме еще и региональные бюджеты и внебюджетное финансирование получится очень красивая сумма в 143,4 миллиарда рублей!
И еще один пункт убил наповал — задачи этой «Программы». Одна из основных и самых неотвратимых, задача, которая может поставить крест на успешном выполнении всей программы — первое общекомандное место на Олимпиаде в Сочи. Нет, я, конечно, буду бесконечно рад, если Россия опередит все остальные страны, но верится в это с трудом. Четыре года назад мы заняли 11 (!) место. Сейчас же, кровь из носу, будем первыми!
Хорошо, соглашусь, допустим, пусть мы в Сочи будем первыми, но, тогда, почему на Олимпиаду 2018 года в Южной Корее у нас запланировано лишь попадание в тройку призеров? Куда денутся победители сочинских Игр? Да, некоторые завершат карьеру, но ведь на их место должны будут прийти другие. Мы ради этого потратим 1 триллион 676 миллиардов рублей — чтобы на место старых чемпионов пришли новые, молодые... Или я чего-то не понимаю?
Радует одно: после отставки с поста президента РФС Сергея Фурсенко мы хотя бы перестали ставить перед нашей многострадальной футбольной сборной задачу победить на ЧМ 2018. Теперь в задачах программы значится лишь «обеспечить условия для успешного проведения ЧМ 2018 и Кубка Конфедераций 2017» — ни больше, ни меньше.
А, если честно, надоело быть реалистом. Надо ведь надеяться на лучшее! Так давайте вместе скажем спасибо Министерству спорта, Виталию Мутко, его прямому начальнику Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину, в конце концов — не все же деньги на повышение обороноспособности спускать. Спорт — это хорошо. Главное, чтобы в таблицы бюджета, над которыми денно и нощно корпел Виталий Леонтьевич не вкрался пресловутый «коэффициент Билалова», увеличивающий траты в 4 раза, а сроки исполнения в два.
Чаушьян Степан |