Или нет... Может быть, мы встретили Г-на Мутко на плавании, когда Анастасия Зуева стала второй? Возможно, что и на командных соревнованиях по фехтованию — там Инна Дериглазова, Камилла Гафурзянова, Аида Шанаева, Лариса Коробейникова уступили в финале итальянкам.
Словом, министр спорта вездесущ. Он знает имена и фамилии всех спортсменов-претендентов на медали, их тренеров, кажется, он в курсе даже их методик подготовки. Он также не скрывается от неудобных вопросов. Например, про плавание. В виде спорта, где разыгрывается 34 комплекта наград, у России — одно «серебро» и две «бронзы» (на момент написания этой статьи). Не скрывается от вопросов, но сказать пока ничего не может. Разбор полётов будет позже.
Приятных неожиданностей тоже пока немного. Разве только дзюдоисты. Про них уже и писать как-то неудобно. Но каждая их победа ещё больше обнажает проблемы других — у них очень сплоченный коллектив, у них знающий тренер, у них внутри нет противоречий, они сделали выводы из предыдущего провала. Но почему только они?
Перед Играми мы разговаривали с тренерами фехтовальщиков. Те говорили, что условия, которые были созданы для спортсменов в этом олимпийском цикле, они не помнят за всю новейшую российскую историю. А результата нет. Спрашивать у спортсменов — бередить их раны. Те же, кто всё-таки медаль завоевал, достоинством этой награды недовольны. Софья Великая после «серебра» в сабле была на грани нервного срыва. Оправилась только через несколько дней. Так же как и Аида Шанаева, победительница Пекина в команде, нынешний серебряный призер тоже в команде. «Мы приехали за «золотом», а взяли всего лишь второе место», — говорили Софья и Аида потом. «А как так получилось, что в личном первенстве вы все проиграли, а в команде — собрались и смогли пробиться на пьедестал?», — спрашиваем у Инны Дериглазовой. Она посмотрела в глаза своим подругам и ответила за всех: «В личных соревнованиях ты одна, и подводишь себя одну. А в команде ты подводишь всех. И откуда-то берутся силы. Вы же знаете девиз фехтовальщиков — один за всех и все за одного!».
Илья Захаров и Евгений Кузнецов, серебряные призеры в прыжках в воду, вместе почти всю жизнь. У них почти абсолютная синхронность в бассейне и в ответах. Они почти как одно целое. Только девушки разные (но обе — брюнетки). У них один общий рецепт — тренироваться по 5 часов в день. Дружить друг с другом и предметом. С водой, что ли? С трамплином? Евгения мама привела в бассейн в 4 года. И он с ходу плюхнулся с трехметрового трамплина. Его достали, вытерли, сказали, что так нельзя, а он опять пошёл и прыгнул, его опять достали, опять строго сказали, но он опять пошёл... «Нам опыт нужен был, мы же на Олимпиаде никогда не выступали. Теперь опыт есть и мы понимаем как бороться с синхронными китайцами».
...А британцы, наши основные соперники, собирают медали везде — от велоспорта до академической гребли и уже на пьедестале с 10 золотыми медалями (пока вы читаете эти строки, медалей уже больше) в общем медальном зачете. Такого единения нации, как сейчас британцы не помнят. Надо видеть как лондонцы поют гимн у телевизоров, не стесняясь браться за руки. Может, проблема именно в этом? Что мы — не вместе? Что не один за всех и не все за одного?
«Сейчас, в первой половине, не наши виды спорта, — не унывает Виталий Леонтьевич, — вот начнется тяжелая атлетика, борьба, легкая атлетика, вот тогда и посчитаемся». Ждём, ждём, ждём.