Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
- Футбол - мощное политическое оружие. Он способен сказать о нации больше, чем иные статистические выкладки. Возьмём Германию. Есть известная фраза Гари Линекера (английский футболист. - Ред.): «В футбол играют 22 человека, а побеждают немцы». У них порядок в стране - и в команде. Но прямой взаимосвязи между достижениями в экономике и победами национальной команды нет. Вот Бразилия. Там футбол едва ли не религия. Но в последнее время у бразильцев мало успехов в футболе (на чемпионатах мира 2006 и 2010 гг. дальше четвертьфинала не проходили), зато много в экономике. Почему? В нищей Бразилии футбол служил единственным социальным лифтом. Сейчас у них поднимается общий достаток и появились другие способы вырваться в люди.
Подъём нашего футбола всегда приходился на период, когда в стране ещё был железный порядок, но уже дополненный элементами свободы. Это очень важно. Оттепель 1956 г., когда Хрущёв произнёс речь, развенчавшую культ Сталина, - мы чемпионы Олимпийских игр. 1960 г. - чемпионы Европы. 1964 г. - второе место в Европе. После хрущёвской оттепели началась длительная полоса застоя, сопровождавшаяся всеобщим унынием. И мы стали проигрывать. С приходом Горбачёва в обществе вновь возникла надежда на перемены. И смотрите: долгожданная свобода снова дала футбольный результат - в 1988 г. мы выиграли Олимпиаду и «серебро» чемпионата Европы. Но «праздник» долго не продлился, ибо свобода без порядка и ответственности всегда кончается плачевно. СССР рухнул, а вслед за ним рухнула и вся крепкая футбольная инфраструктура.
Молодые люди, которые играют сегодня, - это так называемое «непоротое поколение». Они ничего не боятся. Да, они любят Родину, но в массе своей они уже космополиты. Сегодня играют в Испании, завтра - в Англии. Сейчас нужна, конечно, и общественная мотивация, но главное - профессиональная организация процесса подготовки сильных тренеров и игроков. С этим у нас провал. Мы благодаря «вольнице» 90-х отстали и по физической подготовке, и по тактической, и по спортивной медицине.
Впрочем, сейчас отложим анализ. Просто поболеем.