Лукавый тариф
В июне жители Архангельска вышли на митинг и разместили в Интернете протест, который собрал тысячи подписей. Накануне городские власти повысили стоимость проезда в автобусе сразу на 5 руб. Аргументация, как всегда, была самой благой: дорожают запчасти и топливо, нужно менять потрёпанные «пазики» на новые автобусы. Но инициаторы акции вспомнили: в 2015 г., когда билеты тоже подорожали, звучали те же обещания купить новую технику. Однако, кроме цены, по большому счёту ничего не изменилось.
Похожая история случилась и в Сыктывкаре. В 2017 г. местное САТП-1 выбило повышение тарифа с 20 до 24 руб., включив в него расходы на обновление автопарка и переоборудование остановок. Но план инвестиций был сорван. Чтобы не потерять лицо, власти временно вернули плату в автобусах на уровень 20 руб., а затем всё-таки установили 23-рублёвый тариф.
«Если соблюдать все требования к перевозкам людей, реальная себестоимость проезда в Сыктывкаре больше 30 руб., - говорит председатель республиканской организации профсоюза работников автотранспорта Коми Иван Урсу. - Правильно было бы учесть все расходы и субсидировать транспорт из бюджета. Но в нужных объёмах это не делается. И достоверных расчётов, позволяющих обосновать повышение стоимости проезда, я ни разу не видел. Отсюда все проблемы и конфликты».
«Если в городе есть профессиональная транспортная администрация, точно оценить, из чего складывается тариф, несложно. Но если деньги за проезд собираются «в кепку», никакие расчёты не помогут», - отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Странности тарифообразования подтверждают и данные Росстата: в коммерческих автобусах, которые никто не дотирует, в 2017 г. средняя стоимость билета оказалась на 4 руб. ниже, чем в муниципальных. Частично это объясняется тем, что частники не гнушаются экономить на налогах, ремонте машин, на отдыхе водителей и в конечном счёте на безопасности пассажиров.
Как сдержать цены?
Спусковым крючком в процессе подорожания проезда в этом году стало весеннее подорожание топлива. В Челябинске в один майский день сразу 31 перевозчик за проезд в маршрутном такси начал брать на 2 рубля больше. ФАС заподозрила сговор. Но тут случилось необычное. На нескольких оживлённых маршрутах частники сделали билеты дешевле, опустив цены на 3 руб. ниже, чем в муниципальных троллейбусах и трамваях. Челябинское электротранспортное предприятие, чтобы не потерять пассажиров, в ответ предложило трёхрублёвую скидку тем, кто расплачивается наличными. Акция длилась всё лето. Но сейчас цены в городском электротранспорте вернулись к прежним 23 руб.
Конкуренция - не единственный способ сдержать цены. От 1 до 4 руб. можно сэкономить, если оплачивать проезд электронной картой. Но такой механизм используется далеко не во всех регионах. Сыктывкарский профсоюзный лидер И. Урсу полагает, что в его городе программа внедрения электронных платежей буксует неслучайно: «Владельцы автобусов её не хотят, потому что деньги будут сразу попадать на банковский счёт - и уходить от налогов ты уже не сможешь».
«Неплохую экономию даёт перевод автобусов на газ, - добавляет М. Блинкин. - Но тут возникает задача: нужно построить сеть газозаправочных станций. А пока в городе мало газовых машин, создавать станции бессмысленно. Поэтому городу важно сделать стартовые инвестиции в создание современной транспортной инфраструктуры, что не каждому бюджету по силам».