В порту «Кавказ», откуда в Крым можно переправиться на пароме, с конца апреля стоят огромные очереди из автомобилей. Легковые машины ждут переправы по 18 часов, а грузовые фуры — по трое суток.
На краснодарский автовокзал торопятся люди — уставшие, не выспавшиеся, с неподъемными сумками. У касс — длинные очереди.
Таможенного контроля больше нет
Таксист, доставивший пассажиров на вокзал, рассказывает о ситуации в порту «Кавказ»:
«Что в порту делается — ужас сплошной. Люди устают стоять в пробках, кричат друг на друга по любому поводу. Когда я ехал, приходилось и на встречку выезжать, и по обочине катиться, и каждый раз, как попугаю, повторять: “Мне пассажира выкинуть, я дальше не поеду”. Такое ощущение, что в Крым отправилась отдыхать вся Россия. Но вот по ночам пробок нет. Двум моим коллегам “фартило”, они в пробках не стояли».
У автобуса по направлению «Краснодар — порт «Кавказ» собираются люди. Отправление — через 10 минут. Пенсионерка Валентина Баранова возвращается в родную Феодосию, в Краснодар она приезжала навестить могилу мамы.
«Пробки, говорите, меня ждут? — удивляется женщина, — Когда я в Краснодар ехала, дорога была пустой. И время в пути сократилось на два часа, потому что теперь нет никакого таможенного контроля, долгого стояния на ветру у парома, сумки не надо таскать туда-сюда. Паспорта теперь проверяют только в автобусе».
Валентина признается, что проезжать-то стало чуть легче, но на всем приходится экономить — деньги остались в украинском банке:
«Я всю жизнь копила, там огромная сумма, думала, на пенсии эти деньги потрачу, но, теперь, наверно, вряд ли воспользуюсь ими, — говорит пенсионерка. — Теперь у нас рубли, а деньги мои в банке в гривнах. Можно было, конечно, их поменять на рубли, но вот банки-то до сих пор не работают. А до смены валюты осталось всего три недели. Но зато хоть волнения закончились, на улицах спокойно стало, люди уже не бегают у воинских частей. Русская речь везде — с экрана телевизора, в газетах».
Наконец автобус отправляется. До порта «Кавказ» он будет идти четыре с половиной часа. Автобус полон, многие едут стоя. Но через два часа пассажиров становится меньше. Многие выходят раньше пункта назначения — в Темрюке, Славянске-на-Кубани.
«Встречка» для автобусов
В середине пути полицейский проверяет паспорта. У многих еще остались украинские — обменять не успели. Причина одна — длинные очереди в паспортный стол.
«Я ездила в Краснодар за своим свидетельством о рождении, оно необходимо для смены паспорта», — говорит одна пассажирка.
Через полчаса на очередной остановке вот уже в четвертый раз в автобус поднимается кассир: «Предъявите билетики!»
Я интересуюсь у пассажиров, приобрел ли кто-нибудь из них единый билет, продажа которого стартовала в России в конце апреля. Единый билет дает возможность туристам доехать на поезде до Краснодара или Анапы и пересесть на автобус до порта. Далее пассажиров ждёт паромная переправа через Керченский пролив и поездка на автобусе до места назначения.
«Я слыхал об этом», — говорит один из пассажиров, — но его же вроде только в Москве продают. А я еду из Краснодара. Мне-то он зачем?«.
«У нас свой единый билет. Берешь билет до Керчи, а в него входит стоимость парома».
То же самое, кстати, говорят и в кассах Краснодара и порта «Кавказ»: «Мы не спорим, что его запустили, но мы его в глаза не видели!»
Дорога совершенно пуста, автобус едет быстро и легко.
«Наверно, врут СМИ — вот смотрите, нет никаких пробок!» — радуются пассажиры.
Но как только автобус оказывается у поселка Ильич, впереди виднеется огромная колонна легковых и грузовых машин.
Автобус выезжает на встречную полосу — рейсовым автобусам это разрешено. Автомобилистам — нет. Иногда автомобилисты пытаются блокировать проезд пассажирским автобусам, которым позволено проехать без очереди.
Уставшие люди нервно бродят вдоль оставленных машин. Мужчина кричит в телефонную трубку о том, что «не может летать», рядом с ним женщина баюкает грудного ребенка.
Пробка тянется и тянется. Повсюду крики, плач и протяжные сигналы клаксона.
«Ну, езжай давай! Что стоишь!» — кричит водитель впереди стоящей машине.
Но машина не едет. Кажется, водитель в ней уже ничего не слышит. Утомленные долгой дорогой, люди просто засыпают за рулем от усталости.
«Люди измучены. Самых наглых, которые пытаются пролезть вперед, без очереди, просто избивают и грозятся перевернуть им автомобили. Другие же блокируют им дорогу собственными автомобилями. А знаете почему? Потому что никакой управы нет на этих людей — так, полтора казака стоят и молчат», — комментирует ситуацию директор одной из московских туристических фирм Александр Головачев.
Он едет в Крым с дочерью Екатериной.
«Я специально приехал посмотреть, правда ли, что здесь такие очереди, как пишут газеты. И это правда. Но вот, представьте, мы стоим уже 18 часов. 350 машин и 35 фур, и двигаемся на несколько метров раз в 15 минут», — рассказывает Головачев.
«Приходится спать урывками, это невозможно — нервы на пределе. Только уснул, а тебе сигналит машина сзади. Хочется скорей уже оказаться по ту сторону», — говорит Екатерина и проезжает чуть вперед.
«О, не выдержал и вперед рванул, но долго не проедет — остановят его и надают!» — кричит один из водителей, провожая взглядом фуру, которая выехала на встречную полосу.
Краснодарский рейсовый автобус доезжает до территории порта «Кавказ» и останавливается. Люди выходят.
Водитель автобуса раздает багаж пассажирам. К остановке подъезжает полицейская машина, к ней спешат два человека из стоящих неподалеку легковушек.
«Сколько еще ждать? Можно нам проехать, только встретить?» — спрашивают они.
«Технический паспорт оставляйте и езжайте», — говорят полицейские.
«Они боятся, что те уедут к парому — а без паспорта их не примут, — поясняет мне водитель автобуса. — Вон видите, сколько места. Здесь территорию заасфальтируют и планируют сделать так называемый отстойник автобусов. Автобусы будут встречать людей и отвозить к парому — это должно немного уменьшить пробки».
«Напишем Путину»
Пробка не заканчивается до самого парома. На переправе уже нет таможенного контроля и пограничников. Новые границы России и Украины укреплены окончательно, крайние меры предосторожности уже не нужны. Но зато у касс люди возмущаются по другому поводу.
«А как же льготы, я же ветеран Афганистана!» — требовательно говорит мужчина в длинной очереди в кассе вокзала.
«Какие льготы — не было у нас никаких льгот. 162 рубля стоит билет на паром», — строго отвечает кассир.
На улице снова сигналят машины.
«У меня дочь-инвалид. Нас должны были пропустить, как выяснилось, но мы стояли в очереди. Со вчерашнего вечера, а сейчас уже час дня. Нас только что полицейские спросили, почему мы не проехали вперед, но откуда нам знать? Уже осталось чуть-чуть, на следующем пароме поедем. Знаете, раньше таких пробок не было», — рассказывает Лариса Башлай.
Лариса говорит, что ей с дочкой удалось подремать, а вот ее мужу — нет: «Он за рулем — уже двое суток не спал. Многие говорят, что напишут об этом безобразии на сайт Путину, потому что люди лезут вперед — то якобы по разрешению, то по распоряжению. В июле у нас еще будет отпуск, но мы полетим самолетом. Уж с самолетами-то все хорошо будет».
По словам Ларисы, вокруг ни одного нормального кафе. Всего пара ларьков с закусками.
«Заставляете бедных людей стоять! Но хоть инфраструктуру сделайте! — жалуется водитель легковушки. — Какие-то забегаловки и только, но у нас, слава Богу, еда с собой в машине. Мы-то из Мурманска едем. Но а другие чем питаются? Сосисками в тесте да кофе. А биотуалеты — их всего два, но и они в ужасном состоянии. До платного еще нужно доехать. Я еще сходила, а дочка не может. Мусорок нет. Мусор люди прямо на обочину кидают. Куда смотрит начальник порта!».
Поговорить с начальником порта не удается — его нет на месте.
«Давай пять тысяч и езжай»
В очереди терпеливо стоят и фуры. Около них нервно курят водители.
«Легковые машины-то ладно по 18 часов стоят, мы стоим уже трое суток. Вот 25 легковушек пройдут, а вместе с ними только 2 грузовика. А мы не отдыхать едем, мы продукты везем — они без нас там, без еды, долго все равно не смогут. Молочная продукция тоже имеет свой срок хранения. Вот и подумайте, какие мы продукты туда привезем?» — возмущенно говорит водитель фуры Михаил Черенков.
Водители признаются, что полицейские откровенно предлагают им проехать вне очереди за пять тысяч рублей. И некоторые так и делают. А за то, чтобы объехать пробку с левой стороны порта, вообще требуют 25 тысяч.
Полицейские пытаются регулировать пробку: некоторые машины из общей колонны они просят встать на платную автомобильную стоянку. «За стоянку дерут 10 рублей час. За сутки уже 240 рублей. А тех водителей, кто все же едет вперед, отказываясь стоять, полицейские просто заставляют развернуть машину и ехать на стоянку, — негодуют водители фур. — Душ здесь тоже платный, хотя обычно он входит в стоимость стоянки».
Генлу Закаряну повезло — у него свой бочок с водой на фуре:
«Там я руки мою и моюсь ночью. Но бриться все равно нечем — я таким заросшим никогда не был. А туалеты вы здесь видели? Есть нечего — бутерброды и чай, а хочется и горячего. Сигареты по 100 рублей, вода обычная — 40 рублей бутылка, а хлеб вообще негде купить. Где условия, про которые говорят нам по телевизору?» — рассказывает Генл.
«Ну, короче, в понедельник у меня был день погрузки. Сегодня вторник. Вот и считайте — кто нам штрафы оплатит?» — продолжает водитель.
«А у меня внучку крестят на днях — тоже не успею», — вспоминает Михаил.
Время идет — вот уже подошел очередной паром «Ейск». Люди снова спешат и толкаются.
«Надеемся, что когда будет мост, все наладится!» — говорят пассажиры парома.
Вот только разговоры о строительстве моста через Керченский пролив начались еще в 2007 году, когда, будучи премьер-министром, Виктор Янукович активно продвигал этот проект. Но тогда мост так и не был возведен. И только сейчас, похоже, от слов начали переходить к делу и взялись за этот вопрос серьёзно — председатель правительства России Дмитрий Медведев официально дал ход проекту. А к 1 ноября уже должны быть готовы документы, по которым и начнут возводить транспортный коридор.
«Ага, только строить его будут года три! А что будет с очередями? Летом тут будет кошмар!» — отвечают на это недовольные люди и поднимаются на борт парома.