Илон Рив Маск — одна из самых интересных и противоречивых персон современности. Уроженец южноаофриканской Претории, к 45 годам он превратился в миллиардера, сколотившего состояние почти в 11 миллиардов долларов на проектах, связанных с космосом и высокими технологиями.
Поклонники боготворят Илона Маска и считают его «человеком будущего». Режиссёр фильма «Железный человек» Джон Фавро рассказывал, что именно Маска видел прообразом Тони Старка.
Оппоненты утверждают, что Маск вовсе не новатор, а удачливый финансист, умеющий поражать воображение людей фантастическими проектами, часть из которых в итоге либо не реализуется совсем, либо достигает не тех результатов, которые планировались.
Компания Zip2
В 1996 году Илон Маск вместе со своим братом, Кимбалом, основали свою первую компанию, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. За три года она стала сверхуспешной, после чего в 1999 году была приобретена Compaq за 308 миллионов долларов.
Что было на самом деле. Стартовый капитал братья получили от отца, который профинансировал их начинание на сумму в 28 000 долларов. Илон занимался созданием и улучшением продукта, а Кимбал буквально пешком обходил местные фирмы, предлагая им свою разработку.
Братьям удалось найти новых инвесторов, но те сочли Масков недостаточно опытными и пригласили управляющего Рича Соркина, который поменял концепцию, сосредоточившись на поставке программного обеспечения для газет.
Илон Маск поднял бунт, пытаясь сместить Соркина, но его не поддержал совет директоров. В итоге Рич Соркин довёл компанию до коммерческого успеха и выгодной продажи Compaq.
PayPal
В 1998 году Илон Маск с единомышленниками создали компанию PayPal , позволяющую клиентам оплачивать счета и покупки, отправлять и принимать денежные переводы. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США, из которых 175 миллионов составили личный доход Маска.
Что было на самом деле. В марте 1999 года Маск создал онлайн-банкинг под названием X.com, вложив в проект 12 миллионов долларов. Но почти сразу у компании Маска появился очень сильный конкурент: Confinity во главе с Максом Левчиным и Питером Тилем.
В 2000 году произошло слияние, однако почти сразу начались конфликты. Маск отстаивал название X.com и свои наработки в качестве основы системы. Упрямство Маска привело конфликту с Тилем, который фактически вышел из проекта, и Левчиным, намеревавшимся сделать то же самое. Но хуже всего было то, что программы давали сбои, и это грозило штрафами от банков вплоть до полного разорения. В итоге совет директоров сместил Илона Маска, отдав бразды правления ушедшему было Питеру Тилю.
Тиль и Левчин довели систему до ума, а Маск де-факто оставался крупнейшим инвестором. Зато Маск проявил себя в переговорах с eBay, сумев заставить покупателей поднять цену до полутора миллиардов долларов.
SpaceX
В 2002 году Илон Маск создал Space Exploration Technologies Corporation, занимающуюся разработкой серии ракет-носителей и являющуюся коммерческим оператором космических систем.
Среди заявленных задач компании — десятикратное уменьшение расходов на космические полёты, что должно открыть путь к колонизации Марса.
В декабре 2008 года НАСА подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к МКС в качестве замены кораблям Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.
Что на самом деле. На старте проекта Маск как инвестор вложил около 100 миллионов долларов. О том, как достигнуть поставленной цели, он имел весьма смутное представление. Достаточно сказать, что он ездил в Россию, для того чтобы приобрести в качестве носителя для своей программы старую советскую баллистическую ракету.
«Мозгом» и главным разработчиком проекта стал инженер Том Мюллер, собравший вокруг себя команду единомышленников.
При этом проект вскоре оказался на грани банкротства. Создание Falcon 1 отстало от запланированного графика на четыре года, три первых запуска завершились провалом, и лишь в сентябре 2008 года ракета сумела вывести на орбиту макет полезной нагрузки. При этом сам Маск признавался, что денег на ещё один запуск просто не оставалось.
Тем удивительнее, что с такими скромными результатами в декабре того же года SpaceX получила контракт от НАСА. А затем проект совершил фантастический технологический скачок.
Ряд экспертов в области космонавтики отмечают, что это совершенно нереально. Разработка с нуля двигателя, систем управления и прочего требует многих лет работы. Не говоря уже о том, что ракета Маска с лёгкостью была синхронизирована с пусковым комплексом базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Эксперты убеждены, что за Маском стоят влиятельные представители военных кругов США, которые под видом «частного проекта» занимаются разработкой необходимых им технологий.
Маск не первый, кто используется в подобном качестве. Например, под «крышей» фирмы знаменитого американского изобретателя и миллиардера Говарда Хьюза осуществлялся целый ряд американских военных проектов, включая попытку подъёма затонувшей в Атлантике советской атомной подводной лодки.
Hyperloop
В 2012 году Илон Маск в интервью рассказал, что во время стояния в автомобильной пробке ему пришла в голову идея «пятого вида транспорта». Проект получил название Hyperloop («Гиперпетля»). Предприниматель пообещал, что новое транспортное средство будет в 2 раза быстрее самолёта и в 3-4 раза быстрее скоростного поезда, время в пути от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско (расстояние 561 км по прямой) займёт всего 30 минут.
Маск пообещал, что транспорт не будет подвержен авариям, дорога будет работать от солнечной энергии, пассажирам не придётся подстраиваться к расписанию, ибо транспортные капсулы будут двигаться с короткими интервалами, как в метро, что все спецификации окажутся в свободном доступе. В августе 2013 года была опубликована 58-страничная «альфа-версия» проекта.
Что на самом деле. Hyperloop был объявлен альтернативой правительственному проекту высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail, которая к 2029 году должна соединить Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Маск объявил, что озвученная цена проекта в 68,4 миллиарда долларов непомерно высока, а его Hyperloop будет стоить в 10 раз дешевле.
Но почти сразу после обнародования «альфа-версии» проекта Илон Маск объявил, что не собирается сам заниматься его реализацией, предоставляя подобное право всем желающим. За дело взялись сразу несколько групп, но далеко они не продвинулись. Первые эксперименты показывали, что проект в итоге обойдётся значительно дороже, чем предсказывал Маск.
В январе 2015 года Илон Маск неожиданно объявил, что всё-таки возьмется за Hyperloop. Миллиардер объявил о желании построить пробную трассу длиной 5 миль в Техасе.
Летом 2015 года компания SpaceX объявила конкурс на создание капсулы, главный приз в котором достался команде Массачусетского технологического института. В сентябре 2016 года SpaceX объявила о намерении построить тестовый трек Hyperloop длиной 1,5 км и диаметром 1,8 метра. Вопросы о том, когда дело дойдёт до практической реализации проекта и во сколько он в действительности обойдётся, пока остаются без ответа.