Продлить жизнь
«Это наша спальня», — начинает мою «экскурсию» по детскому саду для пожилых людей Маргарита Бадягина, заведующая межрайонным центром дневного пребывания со стационаром для пожилых людей «Зюзино». В небольшом уютном помещении вдоль стен стоят десять кроватей. Аккуратно заправленные, возле каждой кровати — тумбочка, на ней — мягкая игрушка. «У нас же детский сад, тут игрушки обязательны», — улыбаясь, говорит Маргарита Бадягина.
– А бабуши с дедушками где? Не пришли? — интересуюсь я.
– Да вы что, такое у нас редко бывает. Рано еще для тихого часа. Кто-то из них на концерте, кто на процедурах, кто в спортзале, а мужчины, скорей всего, в бильярд играют. Сейчас все вам покажем.
Идем в медицинский отдел. Поддержание здоровья пожилых людей — основная задача этого «детского садика». «Здесь у нас кабинет для массажа. Вот тут — зал для занятий лечебной физкультурой, а здесь стоят тренажеры и массажные кресла, — проводя меня по коридору, рассказывает и показывает медсестра дневного стационара Ольга Федорова. — Вот это — излюбленные места наших дедушек и бабушек: комната для релаксации и соленая комната».
В комнате для релаксации отдыхают три подопечные детского сада — лежат на водяных кроватях, слушают спокойную музыку и разглядывают бегающие огоньки неоновых ламп.
– Олечка, что-то вода в кровати холодная, — ласково говорит одна из бабушек.
– Сейчас подогреем, — улыбаясь, отвечает Ольга Фёдорова.
Свою медсестру пожилые «детсадовцы» уважают, между собой ласково называют наша Олечка. «Мы за ней, как за каменной стеной. Она и таблетку даст, и давление измерит. Все жалобы на здоровье выслушает. Если надо, кровать поможет расстелить, обед принесет. И всегда с улыбой. Персонал здесь очень хороший», — говорит одна из посетительниц центра Валентина Михайловна Дорофеева. Валентина Михайловна о центре знает давно. Ее несколько раз приглашали. Но приходить не хотела. «Я общественник. Много работы в совете ветеранов у нас в Черемушках. Оставлять ее не могу», — рассказывает Валентина Михайловна.
Но уговоры соцработников и подруг взяли верх. Женщина решила посмотреть, что это за «детский сад» такой. Сейчас, чтобы добраться до стационара, проезжает несколько остановок на общественном транспорте. Расстояние для нее неважно, важно другое — общение со сверстниками и внимание персонала. «Я очень довольна. Здесь люди хорошие — и старые, и молодые. Мы тут подружились», — улыбаясь, признается Валентина Михайловна. Но взгляд у нее немного грустный.
«Одинокая она, недавно сына похоронила, — вздыхает заведующая «детским садом» Маргарита Бадягина. — В моем отделении — все одинокие. Есть и те, у кого родители совсем старенькие, либо дети-инвалиды. Жаль их».
«Они же как дети малые. Их нужно и занять чем-то, и увлечь. А иной раз и посидеть с ними, вместе поплакать... Внимание им жизнь продлевает», — добавляет Ольга Фролова.
Постаревшие дети
Зюзенское отделение дневного пребывания со стационаром — межрайонное. Открыто оно было в 2011 году. Сюда приезжают пенсионеры из пяти районов юго-западного округа столицы. По два человека с каждого района. По словам Маргариты Бадягиной, стать «детсадовцем» может любой одинокий пожилой человек. Надо только обратиться к соцработникам своего района.
Кстати, таких отделений со стационаром для пожилых людей по Москве всего четыре. Каждый из них рассчитан на 10 подопечных — пожилых людей, частично утративших способность к самообслуживанию. Смена в таком детском садике продолжается 22 рабочих дня. За год в центре проходит 11 смен. Каждый подопечный отделения может посетить его два раза в год.
У пожилых «детсовдовцев» режим строгий: утро начинается с зарядки. Потом процедуры, затем занятия по интересам, обед, тихий час, снова процедуры, полдник, затем домой. Если добраться до отделения и обратно старикам трудно, привезет и отвезет автобус центра.
Кстати, как признаются подопечные стационара, они воскресений не любят: целый день в квартире одному находиться тяжело. Зато каждый новый понедельник они ждут с нетерпением.
«У нас такое правило, если наш посетитель не пришел — заболел или пошел по делам — он обязан предупредить. Если мы видим, что человека нет до 10:30, начинаем звонить, узнавать, что случилось. Сами понимаете — возраст», — говорит Маргарита Бадягина.
Любой психолог скажет, что работать с пожилыми людьми гораздо сложнее, чем с детьми. Тут выдержка нужна, чувство такта. Именно поэтому в отделении работают те, кто пришел сюда не ради денег. «Старики мне силы дают и опыт. Я их уважаю», — говорит медсестра Ольга Федорова.
Мужчины в поиске
В бильярдной собрались все мужчины детского сада. Идет игра. Кто-то советует, как бить по шару. Мужчина лет пятидесяти, с тростью в руках, жарко болеет за своего друга.
«Это тоже ваш посетитель?», — негромко спрашиваю Маргариту Бадягину.
«Да, — шепотом отвечает она. — Он инвалид, у него болезнь Паркинсона. Живет со старенькой мамой, своей семьи нет, приходит сюда уже не первый раз. Увлекся бильярдом. Даже турниры устраивает».
По словам работников центра, приходящие сюда пожилые быстро меняются. Из одиноких, удрученных проблемами стариков, превращаются в жизнерадостных позитивных «постаревших детей». А все потому, что понимают: они кому-то нужны. Сразу бросается в глаза, что все подопечные стационара очень ухоженные: бабушки с прическами, макияжем и маникюром. А дедушки в выглаженных рубашках, брюках со стрелками.
«А вы как хотели, им ведь тоже хочется перед своим другом выглядеть отлично. Вот и стараются», — говорит Ольга Федорова. Дружба среди посетителей центра — явление частое. Подопечные знакомятся, меняются телефонами, а потом становятся друзьями — не разлей вода. Вместе по собесам и больницам ходят, вместе сериалы смотрят. Вместе гуляют. Есть среди пожилых «детсовдовцев» и те, кто находит здесь свою половинку.
«До свадеб, конечно, дело не доходило. Но были случаи, когда бабушка с дедушкой здесь у нас знакомились, а через некоторое время начинали вместе жить. Есть мужчины, которые в поиске, — рассказывает Маргарита Бадягина.
Не помнят, что было сегодня, но помнят всё про войну
В центре пожилые люди не только поправляют здоровье. Здесь работает много клубов по интересам: кружок мягкой игрушки, изобразительного и прикладного искусства, танцевальная студия.
«Наши пенсионеры с удовольствием картины пишут, шьют, вяжут, вышивают. Делают невероятной красоты панно из теста, из салфеток, из ниточек, птиц из натуральных крашеных куриных перьев... Безусловно, такая «трудотерапия» — большая поддержка для одиноких стариков, — считает Маргарита Бадягина. — Оставь их совсем без дела — они ведь грустить начнут, болеть...
Но самое любимое времяпрепровождение местных старушек — занятия в клубе самодеятельности, где учат танцевать и петь. На все праздники они наряжаются в костюмы, поют, пляшут так, что могут дать фору и молодым. Кстати, праздники здесь отмечают с размахом. Это и Рождественские колядки, и 23 февраля, и 8 Марта. «День святого Валентина периодически отмечаем, — смеется Маргарита Бадягина. — Пасхальные, майские, всего и не перечесть. Есть самый главный — День Победы. У нас очевидцев той войны очень много. Они не помнят, что произошло сегодня. Зато о событиях тех лет рассказывают так, аж мурашки по телу бегут. День пожилых людей тоже празднуем. Как раз у нас первого числа — новая смена. Поздравим наших бабушек и дедушек».
Из столовой донесся запах обеда. Старички гурьбой отправились в столовую. Кто-то обсуждает свою игру. Кто-то рассказывает последние новости. На обеденном столе — кастрюля с первым, очень ароматным супом. И салаты. Второе медсестра Ольга Федорова раздает сама.
«Вся еда — диетическая. Разработана с учетом всех болезней старости, в том числе и диабета: нет жареного, соленого. И все очень вкусное», — говорит Ольга Федорова.
Бабушки и дедушки едят с аппетитом, благодарят, встают из-за стола и уходят на тихий час. Идут медленно, шурша ногами. Видно, что им тяжело. Но в глазах у них — радость.