Имя Анастасия возвращается с триумфом. Советский и российский лингвист Александра Суперанская говорила, что имена должны отдыхать. Так вышло и с Анастасией, популярной в XIX веке (тогда оно обязательно входило в первую десятку) и почти забытой в советское время. В нулевые имя становится всё популярнее и постоянно попадает в первую тройку, периодически её возглавляя. Наряду с именем Мария, которое в советские годы было далеко не самым распространённым именем и только спустя 30 лет, в середине девяностых, ворвалось в тройку лидеров. Нижеприведённая таблица — анализ данных частотности имён в Москве в разные годы. По России в целом ситуация аналогичная, хотя у каждого региона бывают свои особенные традиции, которые, впрочем, не меняют общей картины.
Интересно, что мужское имя, которое считают, наверное, самым популярным у россиян — Иван — уже давно таким не является. В девятнадцатом веке Иван возглавлял списки наиболее распространённых имён. В начале века на каждую 1000 человек было 245 Иванов — четверть населения. После революции простецкое имя вышло из моды — возможно, таким способом новая страна открещивалась от старой, патриархальной, деревенской. В поздние советские годы имя начало возвращаться, но всё равно не было очень распространённым. В тройку популярных Иван ворвался в девяностые. Правда, не смог в ней задержаться — в 2010 его подвинул Артём, который царствует там до сих пор. Вместе с Александром и Максимом.
У Марии похожая с Иваном судьба, не зря эти имена часто стоят рядом в русском фольклоре. В ранние советские годы оно вышло из моды (возможно, причина и в том, что это имя Богородицы, а тогда в СССР проповедовался исключительно атеизм), а после распада СССР снова стало широко распространённым.
Имя Александр с начала двадцатого века стало действительно народным. Если в девятнадцатом и начале двадцатого века оно было вторым после Ивана и популярным скорее у дворян, в крайнем случае, купцов, то в пятидесятые годы прошлого века оно возглавило тройку самых распространённых и остаётся в ней до сих пор. Больше всего в России именно Александров.
Кстати, вечный «середнячок» среди мужских имён — имя Алексей. Оно практически всегда попадает в первую десятку по распространённости, но практически никогда не оказывается в первой тройке.
Иногда моду на имя вводят личности. Так, в сороковые годы совершенно внезапно становится очень популярным имя Валерий — по сравнению с тридцатыми его частотность выросла в 10 раз! Причина тому — подвиги легендарного лётчика Валерия Чкалова. В начале шестидесятых детей мальчиков массово называли Юриями, в честь космонавта Гагарина, а многолетнее правление генсека Брежнева привело к возрождению имени Леонид, хотя до «топа» самых распространённых имён оно так никогда и не добралось.
Самое удивительное с точки зрения распространённых имён время — двадцатые годы. Тогда тройку популярных имён составляли Валентина, Галина и Нина. Начиная со следующего десятилетия ни одно из этих имён не возвращалось в «топ». В 1970 году внезапный всплеск популярности обрело имя Ирина, но уже через два года его навсегда потеснила Елена, а Ирина больше не попадала в тройку самых популярных. В год выхода фильма «Москва слезам не верит» ЗАГСы стали часто регистрировать девочек по имени Александра, но эта мода достаточно быстро прошла.
Девяностые годы многое изменили. Начали возрождаться сказочные имена — Емельян, Василиса, Кузьма, Никита — хотя когда-то знаменитый исследователь имён Владимир Никонов писал, что они архаичные и навсегда уйдут со сцены. Но нет — их ждало второе рождение.
Согласно некоторым теориям, чем больше новых и необычных имён появляется в обществе, тем более оно свободное, раскованное. Чем чаще выбираются старинные имена — тем больше в обществе консервативных настроений. Возможно, это одна из причин роста популярности редких старорусских имён. Но до Александров и Артёмов им ещё очень далеко.
Кстати, о необычном. Таких имён в последнее время тоже хватает. В этом году в Перми родился ребёнок, которого назвали Люцифером. В 2002 году русскому мальчику дали имя БОЧ рВФ 260602, что расшифровывается как «биологический объект человека рода Ворониных – Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года».
В 1998 году на свет появилась Услада, в 2000 — Матвей-Радуга, в 2006 году — Христамрирадос, Принцесса Даниэла и девочка по имени Россия. В 2008 — Заря-Зареница, Ярослав-Лютобор. В 2010 — Еремей Покровитель, Лука-Счастье, Архип-Урал, в 2012 — Ангел, Господин, Мир и Принц. И ещё одна Россия. А, например, в 2011 году в московском ЗАГС не зарегистрировали ни одного необычного имени. Специалисты ЗАГС считают, что моде на нетипичные имена сильно способствуют СМИ, которые уделяют таким историям слишком много внимания.
Теперь российские депутаты намерены навести порядок в традициях называния. В Госдуме говорят, что сейчас органы ЗАГС не вправе отказывать в регистрации имени ребёнка по причине его неблагозвучности, обидности, оскорбительности, некультурности, непроизносимости, но «появились родители, которым удалось своими действиями посеять сомнения относительно того, имеют ли право взрослые давать своему ребёнку абсолютно любое имя».
Теперь в Госдуме хотят запретить использовать в именах детей цифры, знаки препинания и различные символы. Правда, как это может помешать тому же Люциферу — непонятно.
Если говорить о мировых тенденциях, то на планете самое популярное мужское имя — Магомед или Мухаммед. А женское — Анна. Оба этих имени входят во многие языки, чем и объясняется их популярность.
В статье использованы данные книги В. А. Никонова «Ищем имя», статьи А.Я. Шайкевича «Личные имена XX вв», отчеты ЗАГСа Москвы.