Корреспондент «АиФ.ru» Алина Менькова побывала в Крыму и узнала, как теперь живётся новоиспечённым россиянам, радует ли их новый статус и остался ли полуостров Крым популярен среди туристов.
Теперь в Крыму легковой автотранспорт перевозят уже четыре парома: прежние «Николай Аксёненко», «Керченский-2», «Ейск» и новый «Славянин». Пропускная способность переправы немного увеличилась. Но в Крым по-прежнему идут переполненные автобусы. В автобусах неимоверная жара, хоть и слышен гул кондиционеров. Люди на сиденьях вздыхают, откидывают кресла назад, пытаясь хоть ненадолго заснуть. Другим повезло меньше — кто-то стоит, сидит в проходах на табуретках. На остановке подсаживается очередной пассажир.
«46 место у вас в билете, только у меня в автобусе их 44!» — смеётся водитель, всматриваясь в билет пожилого пассажира.
Тот недовольно сводит брови:
«Ну ничего себе! Полторы тысячи отдать за билет и ехать на табуретке!»
«Все претензии к кассирам — не я вам билет продавал», — отвечает водитель.
«Ладно, давайте табуретку, что уж делать, — покорно соглашается мужчина. — Ничего, скоро всё наладится. Подождём».
Украинцы не едут из принципа, а русские боятся
На въезде в Крым на стелах развеваются флаги России и Крыма.
Как и на любом курорте, на ялтинском вокзале пассажиров встречают женщины с табличками «жильё».
«Туристов сейчас так же, как и всегда в июне — мало. Неизвестно, больше или меньше их будет в этот год, когда Крым уже стал Россией. Судить можно будет только по июлю, августу — в разгар сезона», — уверена Татьяна, которая сдаёт свою квартиру в Ялте второй год подряд.
Рядом с ней стоит Мария, она работает в ялтинском санатории:
«В прошлом году туристов в наших санаториях было много. С Украины приехало 6 с половиной миллионов человек, из России полтора миллиона. Сейчас санатории практически пусты. В одном 6, в другом 10, в третьем 18 человек. Объяснение простое — украинцы не едут из принципа, а русские просто боятся. Вот только в санаторий «Горный» приехало много беженцев из Славянска, Краматорска, Донецка. Но, знаете, сейчас не поймёшь, кто беженец, кто нет. Некоторые приезжают при деньгах, в «шоколаде», с улыбками на лице — под маской беженцев. Мне кажется, они в помощи-то и не нуждаются, только места занимают».
Татьяна в этот момент улыбается и вспоминает:
«Я читала интервью с экспертом «Центра гражданского просвещения „Альменда“» Ольгой Скрипник. Она говорила, что, мол, в этом году туристов не будет, потому что Крым на сегодняшний день для многих, в том числе и заграничных туристов, является точкой чуть ли не вооружённого конфликта, что люди боятся. Вы напишите, что им нечего боятся! Всё у нас хорошо! Ну всё, мне пора. Мужчина, стойте! Жильё за восемьсот рублей! Возьму троих человек», — Татьяна отправляется к вновь прибывшему автобусу.
Подняли пенсии в 2 раза
Крымчанка Галина говорит, что её отток туристов не пугает, хотя она тоже каждый год «имела копеечку» от них.
«Возможно, туристов будет меньше, но я не боюсь материальных трудностей, ведь пенсию-то нам подняли в мае сразу в два раза! Хотя это и немного странно, ведь в следующем году, наверно, цены вырастут на экскурсии. Но людей, видимо, останавливает страх. Если бы не жила в Крыму, то и не знала бы, что здесь всё спокойно», — размышляет женщина.
Галина говорит, что теперь в Крыму — зона свободной торговли.
«Логично, что цены на продукты должны были понизить, но их почему-то подняли. И на продукты, и на медикаменты», — удивляется Галина.
С 1 июня валютой в Крыму стали рубли, но вот продавцы до сих пор путаются.
«Они пытаются округлить рубли для удобства, а получается, что накручивают цены. Забавно и то, что мы долго с рублей на гривны переходили, теперь наоборот».
Туристов, которые привыкли ездить в Крым каждый год, проблемы «переходного периода» не испугали.
«Приехала сюда «покушать» крымский воздух и не боюсь никакой войны. Видите, здесь всё хорошо, солнечно и пока недорого», — рассказывает туристка из Мурманска Мария Кучеренко.
Но звонить по-прежнему дорого, даже в Краснодар. Высокая цена на роуминг, хотя и одна страна. Изменения сотовые операторы обещают с июля.
«Да, здесь пока ничего не поменялось. Поменялись люди, они стали улыбчивее, патриотичнее. В них появилась уверенность в завтрашнем дне, вера в будущее», — рассказывают местные. Это действительно так. Об этом говорят не только российские флаги, которыми просто завешан весь Крым, но и патриотичные надписи на футболках и даже на телах крымчан.
Пули над головой не летают!
С бумажной волокитой, которой за эти сто дней сильно прибавилось, сложнее. Соседка крымчанки Галины Светлана разводит руками:
«Мороки столько с документами! Нужно оформлять свидетельство о частном предпринимательстве, документы на квартиру. А очереди какие там, на регистрации паспортов — вы бы видели! В Гортелекоме сегодня почему-то платёж не приняли, сказали, по интернету, либо ждите следующего месяца. Банки тоже пока не работают».
«Вы знаете, зато мир и покой, ведь это всё мелочи — очереди, документы, — перебивает местный житель Андрей. — Пули над головой не летают, и прекрасно! А то были бы убийства, как в Одессе, — зачем кровь невинных лить?»
«Я начала с минусов, потому что наболело, видимо. Плюсов определённо больше. Подоходный налог теперь уменьшился с 17 до 13 процентов, НДС упал с 20 до 18. Пенсии, слышала, увеличили. А главное — я наконец к сестре полечу в Москву свободно!» — соглашается Светлана.
«Не на Украине, но ещё и не в России»
Супруги Милена и Михаил — ещё одни соседи Галины — переменам рады, но тоже столкнулись с некоторыми трудностями. Сейчас Милена находится на 7 месяце беременности. Раньше работала в ялтинском филиале одной из Киевских фирм, но после присоединения Крыма предприятие закрылось. Милена осталась не только без работы, но и без пособия на будущего ребёнка.
«Мы вроде уже не на Украине, но ещё и не в России — как таковой законодательной базы ещё нет. Говорят, российские законы вступят в силу с 2015 года. Я осталась без пособия, да. А мама моя без денег совсем — её депозитные вклады украинские банки не возвратили. Договоры забрали, но всё зависло в воздухе. Мы звонили на горячую линию, нам сказали — приезжайте, получите, но для начала зарегистрируйтесь как беженцы. Потом они будут отдавать мамины вложения маленькими порциями».
Супруги вспоминают очереди при регистрации паспортов и ждут, что вскоре им придётся стоять в таких же очередях за полисами.
«Очереди выстоим. У нас вообще полисов не было. Хорошо, что теперь медицинское обслуживание будет бесплатное. Раньше лечились за свой счёт. Как вспомню, как лежала с сыном в больнице, так вздрогну — один градусник на пять палат, обшарпанные стены, залитые потолки, бельё постельное с собой таскали», — вспоминает Милена.
«У сына теперь шестидневная учебная неделя — вот тоже перемена какая. Но он этому не очень рад, — говорит Михаил. — Да и привыкает к 5-балльной системе. Она упрощённая, в ней нет полутонов, как в 12-балльной. Когда 12 — это отлично, но ты можешь считать себя вундеркиндом. А 10 — это тоже отлично, но, так сказать, обычно. По 5-балльной — это просто 5!»
День России с размахом
Супруги вспоминают первый официальный праздник в другом государстве — День России, который отметили 12 июня.
«Мы День России каждый год отмечали, но впервые с таким размахом. Этот день теперь станет историей. Выступал тысячный детский хор. Был потрясающий фейерверк — хоть мы и избалованы им, но этот был особенно красочен. Также впервые прошёл парад авиации — красота необыкновенная. Водопады били струями триколора нашего флага!»
«Российские законы проще»
«Когда Крым присоединили, мы все ликовали в школе!» — рассказывает учительница русского языка Валентина, заходя в автобус до Воронцовского дворца.
«Мы почувствовали радость и облегчение, что у нас точно не будет войны и что мы теперь — Россия».
Валентина занимает льготное переднее место и выдыхает:
«Да, я на пенсии, но уйти из школы не могу — я там тридцать лет. Хотя и нам пенсию повысили. Говорили, что её и до присоединения повысили на 20 процентов. Может, так и было в сумме в среднем, но на деле к моей пенсии тогда прибавилось только 5 гривен. Муж и сын рады, что теперь у нас будет российское законодательство. Говорят, что российские законы проще и понятнее».
В школу вскоре поступят новые учебники. Учить русскому языку, теперь уже родному в Крыму, Валентина будет уже не один урок в неделю, а четыре.
«В общем, всё прекрасно! Ой, ничего, что я тут вам под ухо говорю?» — спрашивает Валентина у сидящего спереди на кресле парня.
«Да нет, что вы? Мне самому приятно, я тоже рад. Так и напишите — мы рады, что всё теперь будет стабильно!»
«До конца не верим в счастье»
Автобус прибывает на конечную — Воронцовский дворец.
«Ох, уж эти русские дороги!» — говорит пожилая женщина, еле-еле выходя из автобуса.
«Никогда они не были и не будут русскими. Это украинская дорога!» — фыркает мужчина и проходит, толкая женщину плечом.
Разговаривать отказывается.
«Видите, всегда останутся и те, которые не довольны присоединением», — замечает Валентина.
Сёстры-севастопольчанки Евгения и Елена тоже признаются, что среди их знакомых нашлись те, кто недовольны переменами.
«Сотрудница на работе со всеми перессорилась — считает, что это неправильное решение отдать Крым России. А вот у Жени вообще знакомая оставила трёхкомнатную квартиру, забрала двоих детей и уехала в Киев, хотя сама россиянка. Муж её сейчас в украинской армии служит», — рассказывает Елена.
«Неудобно вставать было первое время. Часы-то перевели на российское время, то бишь на два часа назад. И вот представьте, я вставала в полшестого на работу, а потом резко в полчетвёртого. Ходила весь день, как сомнамбула!» — смеётся Евгения.
«В общем, всё это мелочи. Трудности мы все преодолеем, ведь теперь есть у нас будущее», — говорит Елена.
«Смотрите — вот недавно получила! Ура!» — не может сдержать смеха Евгения, когда показывает свой новый российский паспорт.
«До конца не верим в счастье, красиво всё-таки вернули Крым! 100 дней уже почти прошло — 100 дней покоя и счастья. Путин — молодец, я даже его фотографию повесила в зале», — признаётся Елена.
Торгующий сувенирами на набережной Севастополя Александр рассказывает, что больше всего возвращению в Россию радовалась его мама.
«Говорит, хоть перед смертью успела стать россиянкой. Сама стоически отсиживала в очереди. Но вы, наверно, уже слышали, что не все рады присоединению. Я слышал не раз, что, мол, выбор крымчан «сфабрикован», что Путин создал «Правый сектор» и всякую разную чушь. Не верьте этому, люди! Это украинские СМИ перевирают новости!»