Примерное время чтения: 3 минуты
3489

Право на правду

Вячеслав Костиков.
Вячеслав Костиков. АиФ

Санкт-Петербург продолжает удивлять. Ещё не успел закончиться скандал с передачей Исаакиевского собора РПЦ, как назревает новый. На этот раз — в связи с Эрмитажем.

По свидетельству сотрудников музея, представители Минкульта в сопровождении «лиц в штатском» провели изъятие находившихся в открытой продаже сборников архивных документов, касающихся распродажи культурных ценностей России в конце двадцатых-середине тридцатых годов.

Эта история в СССР была строго засекречена. Достоянием гласности эта торговля сделалась лишь в горбачёвские времена. Если кратко, суть истории такова. К концу двадцатых годов для большевиков стало очевидным, что пожар мировой революции раздуть не удаётся. Сталин поставил новую задачу: «строительство социализма в отдельно взятой стране». Был взят курс на ускоренную индустриализацию. Однако ресурсов, безжалостно выкачиваемых из русской деревни, на стройки социализма не хватало. В 1929 году с целью получения валюты для закупки оборудования Политбюро ВКП(б) при согласии Сталина приняло решение о продаже части коллекции Эрмитажа за границу. При Наркомате просвещения было создано специальное подразделение «Антиквариат», которому было поручено отобрать предметы искусства, найти покупателей за границей и организовать сделку. Всего в Эрмитаже было отобрано около 3000 картин, 350 из которых можно назвать произведениями значительной культурной ценности, а 59 — шедеврами мировой культуры. Кроме того, к продаже были предложены коллекции оружия и скифское золото. Но, как только за границей узнали о масштабе продаж, цены на картины и антиквариат рухнули. К тому же коллекционеры сомневались в этической стороне сделки, и на переговоры с советскими представителями шли неохотно. Картины пришлось продавать по бросовым ценам.

Операция под кодовым названием «Антиквариат» тянулась до 1933 года. В конечном итоге удалось продать лишь 50 предметов искусства. Но среди них были полотна Рембрандта, Рафаэля, Тициана, ван Эйка. Но когда подвели итоги, то оказалось, что в валюте был получен всего 1 % от суммы, которая требовалась для нужд индустриализации. Сталин негодовал. Политбюро было приказано прекратить распродажи.

История эта хорошо известна не только специалистам. С начала девяностых годов в условиях широкой гласности по этому вопросу в прессе было много публикаций, в том числе и из рассекреченных архивов. Зачем сегодня культурным и «сопутствующим» властям потребовалось изымать из продажи публикации по этому вопросу, совершенно непонятно. О намерениях можно только догадываться. Они, конечно же, исключительно благородные. Похоже, что с приближением столетия революции 1917 года власти решили сделать советскую историю чуть более «акварельной», убрав из неё грубые и неуместные мазки. Разумеется, во имя единения. Но ведь у нас как получается? Получается «по-черномырдински»: «хотели как лучше, а получилось как всегда». То есть скандал и новые линии размежевания между властью и интеллигенцией.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах