Рустам Арифджанов, публицист
Такого, кажется, не было тысячу лет, когда христианство разделилось на западную – католическую церковь и восточную – православную. На Рим и Константинополь.
Много раз за историю православия константинопольские патриархи выказывали желание обозначить себя со статусом не меньше папских, но каждый раз встречали сопротивление, как на Балканах, так и в России, где живёт подавляющее большинство христиан. Вот и на этот раз стамбульские иерархи посчитали, что упоминаются первыми во время богослужения не в силу исторической традиции, а по праву своего единоначалия в мировой православной общине. Нет такого права, о чём достаточно жёстко указал православному миру Синод РПЦ, прошедший в Минске.
Дело даже не в поддержке Константинопольским патриархом религиозных радикал-сепаратистов Украины. Одержимые манией своего вселенства священноначальники Константинопольской епархии приняли решение отменить разрешительные грамоты трёхвековой давности. В 1686 году эти письма-грамоты от имени Константинопольского патриарха Дионисия переподчиняли Киевскую епархию патриарху Московскому.
Безответственной отменой исторического решения нынешний константинопольский иерарх Варфоломей уподобил себя коммунисту-волюнтаристу Хрущёву, который также вопреки договорам и решениям многовековой давности рушил исторические границы и административно передавал территории. Последствия хрущёвского решения до сих пор приносят много бед и слёз. К сожалению, у решения Константинопольского патриарха будут те же последствия.
Казалось бы, какое мне, верующему мусульманину, дело до случившегося конфликта в православии. Сиди себе тихо, наблюдай равнодушно, молчи. Но дело в том, что Россия против своей воли оказывается втянутой в серьёзный религиозный конфликт. В нём в той или иной степени окажутся задействованы наши дипломаты, чиновники, высшее руководство России, большинство верующего населения страны. А тут уже нельзя быть молчаливым и равнодушным. Страна-то у нас общая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции