Примерное время чтения: 5 минут
9143

Право читать газеты. Кто и почему не поддерживает печатные СМИ в России?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Время качать зерно, а не нефть? 24/02/2016
«Убить» подписку на газеты - лишить читателей будущего.
«Убить» подписку на газеты - лишить читателей будущего. / Алексей Витвицкий / АиФ

Нет, реальность. Только реально это не в России, а во Франции, где для бесплатной подписки молодёжи выделяется из бюджета 15 млн евро в год. Уже есть позитивные итоги эксперимента: молодые люди стали больше читать печатные СМИ, возрос уровень доверия к прессе.

Европа понимает

Это далеко не единственная мера поддержки печатной прессы во Франции. В стране с населением 67 млн человек (для сравнения: в России - более 146 млн человек), по данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), компенсируются почтовые тарифы, есть дотации на железнодорожные перевозки периодики, субсидирование курьерской доставки прессы. Там сильно снижен НДС для газет (2,1% - против россий­ских 10%), а в последние три года как помощь институту подписки выделяется более 37 млн евро в год! Ведь очевидно: печатная пресса, газеты - это социальный продукт. Он необходим для того, чтобы граждане страны ориентировались в происходящем, он поддерживает привычку к чтению, повышает уровень культуры и образованности населения. Подписка в России распространена больше всего среди граждан, живущих в городах с населением до 250 тыс. человек и в сёлах. Часто у этих людей другого источника информации просто нет!

«Каждому понятно: существование гражданского общества без СМИ немыслимо, - поясняет Андрей Туманов, первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. - В Японии, например, в отличие от России печатные СМИ пользуются популярностью. Там детей заставляют читать не с гаджетов, а с бумаги».

Получается, в Европе, в Азии, в Америке это понимание есть, и только у нас - нет?

Кто «топит» прессу?

В России же, увы, идёт обратный процесс: в 2014 г. государст­венные субсидии ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов физическим лицам, были прекращены. Итог: моментальное и резкое (по данным «Почты России», на 20%) снижение подписных тиражей и лавинообразный рост цен на подписку.

«В 2015 г. тираж подписных изданий снизился на 16% по отношению к 2014 г.», - подводит итоги прошлого года Дмитрий Мартынов, президент АРПП. Зато цены для потребителя, наоборот, выросли. И это в кризисное-то время, когда на счету каждый рубль. В результате всё больше людей остаются вне общественной жизни, не читают газет, им отказано в праве быть в курсе событий. Сельское население в России - это 37 млн человек, и именно их оставляют фактически за бортом общественной жизни, лишают социальной поддержки. Ограничивают право граждан на информацию и рост цен на бумагу, и катастрофическое сокращение газетных киосков...

Президент - не указ?

При этом в прошлом году президент В. Путин, выслушав главных редакторов самых уважаемых в России газет («Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «МК», «Известия», «Коммерсантъ»), согласился с тем, что поддержка печатных СМИ нужна и важна. Было дано поручение правительству такую поддержку оказать. Вот только чиновники, возглавляемые премьером Дмитрием Медведевым, «замылили» распоряжение президента, так и не потрудившись его выполнить.

«Примеров подобной социальной поддержки в мире масса, - говорит Николай Зятьков, главный редактор еженедельника «Аргументы и факты». - Именно в рыночных странах с либеральными правительствами почтовые тарифы компенсируют из госбюджета. И не только во Франции, но и в Германии, Австрии, Швейцарии, Великобритании, Канаде, США, то есть наши чиновники не могут сослаться на то, что опыт почерпнуть негде. И денег на то, чтобы дать гражданам возможность читать газеты, нужно, по меркам бюджета страны, совсем немного. Меньше, чем банкам, сырьевикам, водочникам и т. п. По подсчётам, на субсидирование, скажем, подписки достаточно 4 млрд рублей в год, чтобы газеты оставались доступными гражданам (для сравнения: в Италии на это же потрачено за три года 458 млн евро, то есть по 152 млн евро в год!). Это та под­держка, которую получали СМИ до 2014 г. и которая в кризис сохранила бы отрасль на плаву».

Недавно президент снова согласился с доводами главных редакторов. Ну а что же чиновники правительства, главы профильных министерств? Не могут же они бегать от поручений непосредственного руководителя, президента страны, второй год подряд?.. Посмотрим. Проследим.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах