Примерное время чтения: 6 минут
4905

Сне-гу-ро-чка! История русского персонажа, у которого нет аналогов

Новый год в России немыслим без традиционного сказочного тандема — Деда Мороза и Снегурочки. 

Милая, добрая, уникальная

Сопровождающая главного волшебника девушка, которую принято называть его внучкой, уникальна. Как известно, у Деда Мороза в мире существует много аналогов — начиная, разумеется, с Санта-Клауса. У Снегурочки аналогов нет вообще. Миссис Клаус, жена Санты, а также другие волшебницы женского пола из разных стран, не совпадают с нашей Снегурочкой ни по образу, ни по функционалу.

Снегурочка у нас, страшно сказать, теснит Деда Мороза. В последние годы психологи стали рекомендовать родителям и воспитателям детских садов не приглашать к самым маленьким Деда Мороза — дескать, бородатый мужчина с посохом, говорящий басом, может их напугать. А вот Снегурочке дан «зеленый свет» — к милой девушке тянутся даже самые робкие дошколята.

«Расправа» над Костромой

Откуда же взялась Снегурочка?

По одной из версий, корни внучки Деда Мороза напрямую происходит из обряда похорон Костромы. Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй — сжигали на костре, как Масленицу. Еще в одном варианте Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Впрочем, ряд историков пишет, что славянская Кострома к зиме вообще не имела отношения, и обряд ее «похорон» — это проводы весны и начало лета.

Обращает на себя внимание то, что предтечи Деда Мороза и Снегурочки из славянской мифологии числились довольно сложными персонажами. Подарков от них особо не ждали, ноги бы унести.

Непопулярная пьеса популярного драматурга

Но вернемся к Снегурочке. В народном обряде ее не было, а вот в фольклоре она встречалась. Ходила в народе сказка о слепленной из снега девушке Снежевиночке, ставшей утешением для пожилой бездетной пары. В большинстве вариантов сказки Снежевиночка тает. Но есть и «криминальные» варианты, где ее в лесу убивают завистливые коварные подружки. Волшебным путем Снежевиночка оживает, а ее убийц радостно отправляют в лес — на съедение зверям.

В 1867 году в книге «Поэтические воззрения славян на природу» историю Снегурки — Снежевиночки привел собиратель народного фольклора Александр Афанасьев.

Книга Афанасьева впечатлила драматурга Александра Островского, который в 1873 году написал пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе — бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Римский-Корсаков создает шедевр

Пьесы Островского были очень популярны, но вот эта была почему-то встречена прохладно. Возможно, не стала бы Снегурочка популярной, если бы в 1882 году композитор Николай Римский-Корсаков не создал бы на основе пьесы Островского оперу.

Опера «Снегурочка» имела ошеломляющий успех у публики. Александр Островский писал: Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки«.

С этого момента Снегурочка стала популярной и любимой народом. Более того, ее начали включать в дореволюционные рождественские представления. Правда, там она была не столько самостоятельным персонажем, сколько участницей сценок, взятых из пьесы Островского.

«Правая рука» Деда Мороза

Потом грянула революция, Новый год на добрые два десятка лет перестал вообще быть праздником, признаваемым властями, не говоря уже о Рождестве.

Но когда в 1930-х годах Новый год вернулся, Снегурочка получила место «правой руки» Деда Мороза на детских представлениях. К слову, она уже тогда была посредником между наиболее пугливыми малышами и грозным, но добрым волшебником.

Впервые Дед Мороз и Снегурочка предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов на праздновании Нового, 1937 года. Первоначально Снегурочка в сценариях обозначалась как маленькая девочка, но с годами авторы позволят ей «расти», сделав ее в итоге как минимум девушкой на выданье.

Не исключено, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями — ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

Взрослая девушка с собственной недвижимостью

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске — например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя — Лев Кассиль и Сергей Михалков. Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Ныне Снегурочка — девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке.

Вообще, взросление этого персонажа к 1990-м годам достигло такой отметки, когда для некоторых мужчин образ Снегурочки стал не счастливым воспоминанием из детства, а сексуальной фантазией. Вряд ли можно подобное считать достижением Снегурочки, но в то же время это доказывает — внучка Деда Мороза из жизни россиян не уходит даже тогда, когда они взрослеют.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах