«Мест нет!» — гласила табличка на ресепшене любой советской гостиницы, и никого это не смущало. В те времена устроиться в гостиницу на ночлег было очень сложно, однако как-то устраивались — под открытым небом никто не ночевал. Но давайте отправимся ещё дальше в прошлое и узнаем, когда в Москве появилась самая первая гостиница.
Отель одной звезды
Нет, найти ночлег в столице можно было и в XVI веке, но не в гостинице, а на постоялом дворе, где ночевали люди самого разного звания. Там же можно было разместить на ночлег лошадей, а при самом постоялом дворе, как правило, имелся трактир или харчевня. Удобства, сами понимаете, во дворе. Классификация по нынешним меркам — не выше одной звезды.
Гостиницы — то есть заведения, где приличный человек мог бы переночевать, не опасаясь быть покусанным клопами и ограбленным всякими проходимцами — начали появляться в российской столице в середине XVIII века. Известно, что здания целевого назначения (то есть специально для отелей) строились по проектам архитектора Василия Стасова — такой заказ получил зодчий от обер-полицмейстера Москвы Павла Каверина в 1797 году. Василий Петрович спроектировал несколько зданий для гостиниц, которые и были построены в районе нынешнего Бульварного кольца у Пречистенских, Покровских, Сретенских и Никитских ворот. Они должны были служить и уютными домами для ночлега гостей, и одновременно парадными композициями при въезде в город.
До наших дней сохранилось только здание на Покровке (дом 17), типичное для московской архитектуры тех времён: строгость и аскетизм, из декоративных «излишеств» — только плоские пилястры.
Однако тенденция образовалась, и гостиницы стали появляться в Москве: в начале позапрошлого века их было семь, а к середине они уже насчитывались десятками, и это не считая меблированных комнат!
Водочная этикетка родилась в «Национале»
Самые старые из ныне функционирующих гостиниц — «Националь» и «Метрополь», обе они имеют преинтересные истории.
«Националь» (Моховая улица, дом 151) построен на углу Тверской, на месте, где когда-то располагались доходные дома. Отель открылся в 1903 году. Он был задуман как роскошная гостиница высокого мирового уровня — с мозаичными полами, витражами, лепниной. Оснащён такой отель, разумеется, должен быть последними достижениями техники — лифтами, телефонами, ваннами и — роскошь по тем временам — ватерклозетами. Гостиница была рассчитана на 160 номеров, принимать в них планировалось гостей самого высокого статуса вплоть до монарших особ.
Большевики после переворота 1917 года быстро «прикрыли лавочку», реквизировав роскошную гостиницу и приспособив её для собственных нужд. Вместо монархов здесь стали жить представители новой элиты — Ленин с женой, Троцкий, Дзержинский, Свердлов. И в течение 15 последующих лет в отеле размещались всевозможные подразделения новой власти. Об активной деятельности Советов в этих стенах осталось напоминание в виде керамического панно на промышленную тему на угловом аттике. Статус гостиницы «Националю» был возвращён в 1932 году.
Любопытно, что в тридцатые годы в ресторане гостиницы обедал художник Андрей Иогансон и поглядывал на гостиницу «Москва», которая была недавно отстроена аккурат через дорогу. Он зарисовал новое здание так, как видел его в окно — с угла, и картинка легла в основу этикетки для водки «Столичная». С тех пор, кстати, этикетка не менялась.
В годы войны в «Национале» был размещён персонал дипломатических миссий стран — членов антифашистского Сопротивления и международного Красного Креста. А после войны отель снова начал принимать гостей. На втором этаже размещена галерея портретов самых знаменитых постояльцев, в числе которых писатели Анатоль Франс и Герберт Уэллс, балерина Анна Павлова и многие другие.
Вавилонская башня «Метрополь»
«Метрополь» (Театральный проезд, дом 2) отстал от «Националя» ненамного, открыв свои двери для гостей в 1905 году. Раньше, до конца XIX века, здесь находилась гостиница купца Челышева (с банями!) о трёх этажах, в городе больше известная как «Челыши». Промышленник Савва Мамонтов в 1890 году выкупил «Челыши» вместе с участком земли, чтобы создать здесь шикарный гостиничный комплекс с ресторанами, художественными галереями, спортивными залами и даже театром — то есть целый культурно-досуговый комплекс, как сейчас говорят. Но едва началась грандиозная стройка, как Мамонтов был арестован за растрату. Позднее суд оправдал промышленника, но к тому времени он был полностью разорён, а едва начатое здание продали за долги.
Однако стройка продолжилась, её масштаб поражал москвичей, поэтому они прозвали будущую гостиницу «вавилонской башней». В 1901 году грянула ещё одна беда — почти законченное здание погубил пожар.
Гостиница возродилась из пепла, но была отстроена заново и открылась в 1905 году. Она была так хороша, что справедливо претендовала на звание лучшего отеля страны. В его создании принимали участие архитекторы Л. Кекушев, Н. Шевяков и У. Уолкот, художник М. Врубель (майоликовое панно «Принцесса Грёза» на фасаде), инженер В. Шухов (атриум-ресторан со стеклянной крышей). В отеле не было двух одинаковых номеров, а ведь их располагалось здесь целых 400! Комнаты были оборудованы по последнему слову техники — телефонами, горячей водой и даже холодильниками, наполняемыми льдом. Кстати, в здании гостиницы всё же открылся «Театр «Модерн» — так назывался первый в столице двухзальный кинотеатр.
Среди постояльцев «Метрополя» никогда не было недостатка в знаменитостях. Здесь гостили Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Майкл Джексон, Элтон Джон, Шерон Стоун, Марлен Дитрих и другие известные люди.