Примерное время чтения: 5 минут
24247

Дело о «краже истории»: какую страну крестил Владимир?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Нужен ли XXI веку кустарный труд? 25/07/2018
«Крещение Руси» - фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 гг.
«Крещение Руси» - фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895-1896 гг. репродукция

28 июля православный мир отметит 1030-летие Крещения Руси.

Однако недавно президент Украины Пётр Порошенко озвучил свою версию событий: князь Владимир крестил не Русь, а Украину. Так что же было на самом деле?

Владимир - он чей?

- Праздник Крещения Руси считается и днём рождения Русской православной церкви. Против этого и восстал Порошенко. Говоря, что князь Владимир крестил именно Украину, он утверждает, что в Х в. была основана Украинская, а не Русская церковь, - объясняет религиовед Андрей Серебрич. - Порошенко не смущает, что ни в одном (!) источнике, в том числе главном - «Повести временных лет» - нет ни слова об «Украине». Там сказано: «Крещение Земли Русской». И приведены слова молитвы самого равноапостольного великого князя Владимира: «Благословен Господь Исус Христос, иже возлюби новыя люди - Рускую землю и просветити ю Крещением Святым...»

- Крещение касалось всех просторов, входивших на тот момент в Древнерусскую дер­жаву, - говорит доктор исторических наук Дмитрий Володихин. - Когда правил князь Владимир, громадная Киевская Русь включала в себя владения, которые сейчас входят в состав и России, и Украины, и Белоруссии. Причём большая часть Древнерусского государства приходится на земли нашей страны.  

В 2016 г. в Киеве возмущались по поводу того, что у стен Московского Кремля воздвигнут памятник святому князю Владимиру. Говорили: «Не трогайте, он наш!» Забывая, что в Москве издревле существовали храмы, освящённые во имя святого Владимира. История старейшего из них, что стоит в Старосадском переулке, восходит к XVI в.  

Памятник  святому князю Владимиру у стен Московского Кремля.
Памятник святому князю Владимиру у стен Московского Кремля. Фото: АиФ/ Евгения Белановская

Все мы с детства помним фразу: Киев - мать городов русских. Это и был русский город. Столица, оплот культуры для колоссального пространства, откуда волны христианского просвещения растекались в разные стороны - в Смоленск, Новгород, Ростов, Суздаль.

Во времена расцвета Киева в ХI-ХII вв. Москва, конечно, была городом-младенцем. Но в ХIII-ХIV вв. Киев, разгромленный Батыем, стал городом-развалиной. Там едва теплилась жизнь. Ведущую роль в судьбе Руси перехватили северные, северо-восточные города: Новгород, Москва, Тверь, Суздаль и т. п. Они конкурировали между собой за право стать столицей заново объединяющейся Руси. Победила в конечном итоге Москва, став не только политическим, но и духовным центром. И именно отсюда, из Московской земли, вознеслась на небеса духовная лампада высокой иноческой жизни, зажжённая Сергием Радонежским. Было бы это возможно, если бы Москва не приняла духовно-религиозного наследия святого Владимира? Конечно, нет!

Как это было?

- На землях Руси к моменту Крещения в 988 г. уже сущест­вовали православные храмы, - говорит Дмитрий Володихин. - Население имело возможность познакомиться с христианством благодаря соседству с Византией, которая переживала пик своего могущества, и процветающей Болгарией. 

Крещение во время поездки в Византию приняла бабка Владимира, святая княгиня Ольга. Она пыталась распространять новую веру и на Руси. Но на государст­венном уровне это произошло после крещения самого князя Владимира. Его личный искренний выбор веры совпадал с интересами Руси - христианский путь давал ей мощный стимул в развитии: это и богатая культура и наука Византии, и мощные экономические связи. 

То, что князю пришлось ломать страну через колено, - миф. Славяне переходили в христианство достаточно легко. Хотя в Ростовской земле, где во множестве обитали финно-угры и где были сильны языческие верования, христианство утверждалось трудно. Там даже убили христианского миссионера - святого Леонтия Ростовского. Но всё же насильственный элемент в распространении Христовой веры был минимальным. 

На протяжении веков после официального Крещения Руси в стране сохранялось двоеверие. Князья, знать, дружинники, горожане в значительной части стали добрыми христианами, а в глухой сельской местности языческие верования сохранялись вплоть до ХIV-ХVI вв. 

Именно потому, что христианство входило в плоть и кровь Руси медленно, мягко, оно пустило корни в сознание народа так глубоко. 

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах