28 июля православный мир отметит 1030-летие Крещения Руси.
Однако недавно президент Украины Пётр Порошенко озвучил свою версию событий: князь Владимир крестил не Русь, а Украину. Так что же было на самом деле?
Владимир - он чей?
- Праздник Крещения Руси считается и днём рождения Русской православной церкви. Против этого и восстал Порошенко. Говоря, что князь Владимир крестил именно Украину, он утверждает, что в Х в. была основана Украинская, а не Русская церковь, - объясняет религиовед Андрей Серебрич. - Порошенко не смущает, что ни в одном (!) источнике, в том числе главном - «Повести временных лет» - нет ни слова об «Украине». Там сказано: «Крещение Земли Русской». И приведены слова молитвы самого равноапостольного великого князя Владимира: «Благословен Господь Исус Христос, иже возлюби новыя люди - Рускую землю и просветити ю Крещением Святым...»
- Крещение касалось всех просторов, входивших на тот момент в Древнерусскую державу, - говорит доктор исторических наук Дмитрий Володихин. - Когда правил князь Владимир, громадная Киевская Русь включала в себя владения, которые сейчас входят в состав и России, и Украины, и Белоруссии. Причём большая часть Древнерусского государства приходится на земли нашей страны.
В 2016 г. в Киеве возмущались по поводу того, что у стен Московского Кремля воздвигнут памятник святому князю Владимиру. Говорили: «Не трогайте, он наш!» Забывая, что в Москве издревле существовали храмы, освящённые во имя святого Владимира. История старейшего из них, что стоит в Старосадском переулке, восходит к XVI в.
Все мы с детства помним фразу: Киев - мать городов русских. Это и был русский город. Столица, оплот культуры для колоссального пространства, откуда волны христианского просвещения растекались в разные стороны - в Смоленск, Новгород, Ростов, Суздаль.
Во времена расцвета Киева в ХI-ХII вв. Москва, конечно, была городом-младенцем. Но в ХIII-ХIV вв. Киев, разгромленный Батыем, стал городом-развалиной. Там едва теплилась жизнь. Ведущую роль в судьбе Руси перехватили северные, северо-восточные города: Новгород, Москва, Тверь, Суздаль и т. п. Они конкурировали между собой за право стать столицей заново объединяющейся Руси. Победила в конечном итоге Москва, став не только политическим, но и духовным центром. И именно отсюда, из Московской земли, вознеслась на небеса духовная лампада высокой иноческой жизни, зажжённая Сергием Радонежским. Было бы это возможно, если бы Москва не приняла духовно-религиозного наследия святого Владимира? Конечно, нет!
Как это было?
- На землях Руси к моменту Крещения в 988 г. уже существовали православные храмы, - говорит Дмитрий Володихин. - Население имело возможность познакомиться с христианством благодаря соседству с Византией, которая переживала пик своего могущества, и процветающей Болгарией.
Крещение во время поездки в Византию приняла бабка Владимира, святая княгиня Ольга. Она пыталась распространять новую веру и на Руси. Но на государственном уровне это произошло после крещения самого князя Владимира. Его личный искренний выбор веры совпадал с интересами Руси - христианский путь давал ей мощный стимул в развитии: это и богатая культура и наука Византии, и мощные экономические связи.
На протяжении веков после официального Крещения Руси в стране сохранялось двоеверие. Князья, знать, дружинники, горожане в значительной части стали добрыми христианами, а в глухой сельской местности языческие верования сохранялись вплоть до ХIV-ХVI вв.
Именно потому, что христианство входило в плоть и кровь Руси медленно, мягко, оно пустило корни в сознание народа так глубоко.